В Абакане закончены спасательные раскопки древних погребальных сооружений, проводившиеся с декабря прошлого года на месте строительства многоэтажного дома.
О ходе необычных зимних раскопок «Хакасия» уже рассказывала. Сегодня подведём их итоги и поведаем некоторые подробности о находках, сделанных учёными в самом центре главного города республики.

Напомним, что в конце 2014 года застройщик приступил к сносу ветхих двухэтажных домов по проспекту Ленина, в районе «стыка» Национального банка и городского парка «Орлёнок». Расчистив место под возведение жилой многоэтажки и принявшись за рытьё котлована, строители неожиданно наткнулись на странные сооружения из дерева и камня. Работы были временно остановлены. Прибывшие оценить находки археологи констатировали: возвышенность, где развернулась стройка, когда-то была берегом озера, где древние люди устроили свои кладбища. Котлован обнажил конструкции как минимум двух погребальных сооружений, относящихся к самому началу нашей эры (в археологии Хакасско-Минусинской котловины это время принято называть таштыкским). Спасти памятники для истории поручили старшему научному сотруднику сектора археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Пет­ру Амзаракову.

Первая часть никогда прежде не проводившихся на территории Абакана зимних раскопок завершилась в канун нового, 2015 года. Был изучен первый объект — грунтовая могила с коллективным погребением четырёх человек: три были захоронены по обряду трупосожжения, один — по обряду мумификации. Предварительная датировка памятника — II — IV века нашей эры. Могила оказалась ограблена еще в древности, тем не менее в ней обнаружили два керамических сосуда, характерных для таштыкской эпохи, и три обрывка золотой фольги. Обычно в грунтовых погребениях указанного времени находят ещё погребальные маски, однако на сей раз обошлось без них. Интересно также, что раскопанная «грунтовка» была «впущена» в более древнее захоронение тагарской археологической культуры (I тыс. до нашей эры). При этом тагарскую могилу таштыкцы уничтожили. А спустя некоторое время они же, судя по всему, ограбили и могилу своих современников. Для чего это было сделано, остаётся только предполагать. Возможно, это было ритуальное осквернение могилы личных врагов. Или желание наживы за счёт умерших соплеменников.

После новогодних каникул археологи приступили к раскопкам располагавшегося недалеко от изученной «грунтовки» большого кургана-склепа. Это погребальное сооружение предварительно датируется IV — V веками и относится также к таштыкской культуре. Правда, погребальные традиции у этих людей были уже другие: они не хоронили своих соплеменников по обряду трупоположения или мумификации, но исключительно по обряду трупосожжения. Умершего сородича сжигали, пепел собирали в кожаный, тканевый или берестяной мешочек, который, в свою очередь, помещали в антропоморфную куклу, сшитую из ткани либо кожи и набитую травой. На голову куклы помещалась погребальная маска, передававшая черты лица покойного. Такие манекены-имитации размещали на полатях в деревянных склепах родовых или племенных курганов. Собственно, курган-склеп — это клеть или сруб из брёвен с полом, потолком, шатровым перекрытием, опиравшимся на несколько столбов. Котлован, в котором устанавливали это сооружение, обычно выстилали берестяными полотнищами, прижатыми к стенам неглубоко вбитыми кольями тына.
Когда склеп наполнялся, его поджигали, и больше в этом кургане уже не хоронили. Предметы, находимые в таштыкских склепах, более-менее хорошей сохранности, но в обугленном или пропечённом состоянии. Обычно это бронзовые пряжки, железные модели удил, миниатюрные ножички в ножнах на витых цепочках, миниатюрные котелки и бронзовые или деревянные фигурки животных, комплекты для игры или гадания, выполненные из астрагалов, украшения, глиняные, деревянные или берестяные сосуды. Стандартной находкой для любого таштыкского склепа являются так называемые «амулеты»: резные, реже литые бронзовые пластинки, обычно симметричные, изображающие развёрнутые профильные очертания конских головок. Известны случаи, когда вместо конских изображены головы медведей или грифонов.

Что было найдено в склепе у парка «Орлёнок» и рядом с ним? Во-первых, в насыпь этого кургана было совершено подзахоронение двух человек по обряду трупоположения. Никаких предметов при умерших не было (как говорят в таких случаях археологи, погребение безинвентарное). Подзахоронение было совершено, когда использованный для этой цели курган уже считали седой древностью. Рядом с ним археологи обнаружили ещё и детское погребение с керамическим сосудом, сделанное в средние века, но также гораздо позднее времени сооружения таштыкского кургана-склепа.В самом склепе было найдено три бронзовых пластинки-«амулета». При очистке одного из них обнаружена гравировка — грива и хвост лошади. Кроме того, найдены несколько бронзовых пряжек, керамическое пряслице и фрагменты золотой фольги, в которую был завернут поразивший всех артефакт — деревянная фигурка оленя с подогнутыми ногами (изначально полностью обёрнутая той самой золотой фольгой). Необычность находки заключается в позе зверя: оленей с подогнутыми под туловище ногами изображали только в скифскую эпоху (I тыс. до нашей эры) — по сути это главный культурный код именно этого времени, но никак не таштыкского. В скифскую эпоху в указанной позе изображали оленей и других травоядных по всей Евразии. Однако с начала новой эры подобные изображения исчезли повсеместно. По крайней мере, именно так до сих пор и считалось. Но, выходит, исчезли не везде? Выходит, архаичный скифско-сакский культовый маркер почему-то оставался востребован в Минусе, в долине реки Абакан?..Больше ничего необычного из предметного комплекса археологам, увы, не оставили сами соплеменники погребённых, «почистившие» склеп непосредственно перед его сожжением. Зато в древнем захоронении были найдены погребальные маски — более десяти (но целых нет ни одной, все во фрагментах) и около 15 кукол-имитаций. Всего же, по словам Петра Амзаракова, на обгоревшем полу склепа археологи обнаружили 96 сожжений: то есть в склепе были похоронены останки как минимум 96 человек. Участники раскопок говорят об изученном погребальном сооружении как об одном из самых больших таштыкских курганов-склепов, когда-либо раскапывавшихся на территории Хакасско-Минусинской котловины. Удачей прошедших раскопок они также считают большое количество проб деревянных конструкций погребальных сооружений, которые теперь будут отправлены в отечественные и зарубежные лаборатории. И учёные методом радиоуглеродного датирования выяснят с точностью до года время сооружения грунтового погребения и кургана-склепа.

Сейчас Пётр Амзараков готовит отчёт о прошедших раскопках. Ближе к лету строители вновь возобновят стройку. И, вполне возможно, обнаружат очередные следы древних захоронений. И тогда за дело снова возьмутся археологи.

Недавно автор этих строк общался с учёным, который утверждал, что рядом с недавно раскопанным курганом-склепом когда-то располагался большой помин, представлявший из себя ряд вкопанных в землю каменных менгиров. Среди последних было и изваяние окуневской археологической культуры (конец III — начало II тыс. до нашей эры) — описанное и даже зарисованное одним из исследователей, побывавшем на берегу ныне не существующего безымянного озера еще в XVIII веке. Мой собеседник полагает, что этот покрытый загадочными рисунками и письменами камень может до сих пор лежать в земле на месте будущей стройки, где уже снесены ветхие деревянные дома, но земля всё ещё покрыта асфальтом.
Что ж, поживём — увидим…

Сергей АМЕЛИН

Похожие записи