“Русский язык вчера, сегодня, завтра: от научных исследований к практике эффективной речи”. Так назывался республиканский филологический форум, прошедший в Абакане. В рамках Дней славянской письменности и культуры он состоялся благодаря министерству образования и науки Хакасии, ХГУ имени Н.Ф. Катанова.

Научная программа, посвященная Году культуры в Российской Федерации, включала в себя конкурс грамотеев и научно-практическую конференцию по русскому языку и журналистике “Русский язык вчера, сегодня, завтра: проблемы и перспективы”. Грамотеям предлагалось написать диктант, всем остальным — защитить научную работу.

Испытание диктантом лучше остальных конкурсантов выдержали Екатерина Пинясова, ученица 10-го

класса усть-абаканской школы № 2 имени М.Е. Орлова, студентка ХГУ Полина Пигалева и учитель русского языка и литературы школы № 10 Абакана Анна Бунина.

Выявила своего победителя и научно-практическая конференция. Первое место занял доклад студентки колледжа педагогического образования, информатики и права Екатерины Лучковской. “Тропы как изобразительно-выразительные средства языка современной хакасской поэзии” основывались на творчестве Анатолия Кыштымова, Натальи Ахпашевой, Александра Тозенберга.

Кроме того, в рамках Дней славянской письменности и культуры кафедра стилистики русского языка и журналистики института филологии и межкультурной коммуникации ХГУ провела четыре конкурса и круглый стол “Диалог культур при изучении славянских языков: дискурсивное пространство сибирского города (проблемы нормализации, изучения и использования в обучении)”.

В конкурсной программе организаторы намеревались рассмотреть потенциальных студентов. Если они вдруг решат поступать в ХГУ, то предстанут перед очами педагогов уже не в виде “темных лошадок”, а это, согласитесь, немаловажный фактор.

Начиная разговор о конкурсе “Юный журналист”, хотелось бы оттолкнуть мысль от короткого перечня примерных тем творческих работ, который был предложен школьникам, студентам, работающей молодежи… Это и “Несколько слов в защиту рекламы”, и “Справедливый журналист — миф или реальность?”, и “Сеять разумное, доброе, вечное…”, и “Мой знаменитый современник”, и “Похождения современного Чичикова”… Оценивалась не только творческая сторона конкурсных работ, но и орфография с пунктуацией вкупе. Лучшим из лучших назван ученик 11-го класса усть-абаканской школы № 1 Вячеслав Серов, воспитанник пресс-центра “Свой голос” (Черногорск). На втором и третьем местах — соответственно учащиеся 10-го класса Ирина Данюкина из лицея “Эврика” (Саяногорск) и Анна Виноградова из гимназии Абакана.

Конкурс ораторов “Заговори, чтоб я тебя услышал…” — это противостояние Абакана, Черногорска и Саяногорска. Впереди всех среди школьников — сестры Кызласовы. У Татьяны — первое место, у Екатерины — второе. Обе, кстати, ученицы 10-го класса Хакасской национальной гимназии-интерната имени Н.Ф. Катанова. Учащийся 10-го класса школы № 10 Абакана Родион Филимонов — третий.

Как дела обстояли у студентов? Уровнем ораторских знаний поразили жюри представители колледжа педагогического образования, информатики и права ХГУ — Алина Тюменцева и Анастасия Доценко заняли первое и третье места. Николай Васюков из Саяногорского политехнического техникума удобно разместился меж девушек — он второй.

Старшеклассники и студенты попробовали себя и в эпистолярном жанре. Такую возможность предоставил конкурс “Я к вам пишу…” Пальму первенства на свои хрупкие плечи взвалили ученица 7-го класса гимназии Абакана Мария Горшкова и студентка ХГУ Марина Золотухина, которая, кстати, неоднократно печаталась в газете “Хакасия”. Второе место у все той же Татьяны Кызласовой и студентки ХГУ Дарьи Потылицыной. Тройку награжденных замкнули учащаяся 10-го класса Усть-Абаканской школы Мария Амелькина и студентка ХГУ Екатерина Евтеева.

Количество стенных газет в конкурсе “Я русский бы выучил только за то…” по сравнению с прошлым годом выросло с восьми до тринадцати. И, как говорит заведующая кафедрой стилистики русского языка и журналистики Ирина Пекарская, многие стенгазеты отличались не только интересным и глубоким содержанием, но имели также оригинальную форму исполнения. Лучшими по признанию преподавателей оказались труды студентов ХГУ. Стенгазете “Матрешка” досталось первое место, “Паровозу знаний” — третье. Приятно удивили учащиеся 6-го класса Первомайской школы. Их второе место — это “Фразеология в шутку и всерьез”. Что тут скажешь, так держать!

Нельзя пройти мимо и круглого стола на тему “Диалог культур при изучении славянских языков…”. Его особенностью, по словам Ирины Владимировны, стал состоявшийся диалог филологов и социологов, который позволил провести многогранное и разноаспектное описание предмета обсуждения — дискурсивного пространства города.

— Участники круглого стола отметили высокий уровень выступлений докладчиков и рекомендовали на последующих заседаниях продолжить обсуждение тем, связанных с описанием языка в социолингвистическом аспекте, а также вопросов его изучения в условиях поликультурного общества, — отметила Ирина Пекарская.

Владимир АЛЕКСАНДРОВ

Похожие записи