Нынешняя волна слухов о якобы грядущей аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, вполне вероятно, — результат четко спланированной акции. На это указывает ряд характерных признаков, прекрасно знакомых любому специалисту в области пиар-технологий.

ВО-первых, источник слухов закамуфлирован под самый востребованный архетип в данной ситуации — “провидец”, он же “шаман”. Запрятанная в подсознании каждого человека тяга к неизвестному, наложенная на колоссальное количество продукции масс-медиа по этой тематике (та же самая “Битва экстрасенсов”), порождает ожидание какого-то сверхъестественного  события.

Во-вторых, в контакт вступили две суперсилы: “народное сарафанное радио” (в том числе и его современный аналог — Интернет) и пресса. Температура общественного мнения от этой соединительной реакции поднялась до небесных высот.

В-третьих, как в классической информационной войне, в этой ситуации есть, несомненно, лица, получившие свою выгоду как в виде материальных результатов (увеличение роста продаж, рост или падение котировок акций и ценных бумаг и так далее), так и нематериальных — в республике и вокруг нее появились новые “эксперты, специалисты, пророки”.

А что же в своем кругу говорят пиар-технологи? Мнений не так уж и много, но все они сводятся к одному: слух о “21.05.2010” в очень значительной степени соответствует масштабной акции с целью формирования общественного мнения на актуальную тему с отвлечением от других проблем. Как говорится в мульте, “это ж-ж-ж неспроста!”.

Для понимания ситуации можно обратиться к одной из самых распространенных в среде пиарщиков методе под условным названием “бревно”. Суть ее  базируется на легенде о том, как росичи еще тысячу лет назад без всякого оружия охотились на медведей. Если коротко, то: под деревом в лесу крестьянин наполовину закапывал в землю тухлое мясо — любимое лакомство медведей. Над тушей подвешивали на крепких веревках бревно ровно так, чтобы медведю оно мешало свободно подкопаться к добыче. А дальше нашим предкам оставалось только ждать, когда медведь сам себя и ликвидирует. Технология проста: медведь отталкивает бревно, оно по закону маятника возвращается и бьет медведя. Тот снова толкает бревно, оно снова прилетает к медведю, нанося чувствительные удары. И так до того момента, пока бревно, разозлившее медведя, не наносило решающий удар, а людям оставалась только унести добычу домой.

Вот и в случае со слухом “21.05.2010” таким медведем стали обыватели. Интерес огромной массы людей к якобы надвигающемуся катаклизму был подогрет (во множестве интерпретаций) — та самая туша из тухлого мяса, приманка. И вот уже три недели как жители Хакасии и других сопредельных территорий раскачивают “бревно” — активно участвуют в распространении небылиц, причем чем дальше, тем экзотичнее — это тоже по закону жанра пиар-акций.

Есть ли смысл сейчас искать авторов и режиссеров этого “кина”, не совсем ясно — потому что не ясно, что в итоге получили разработчики всей этой шумихи. Об этом мы узнаем спустя некоторое время, когда станут очевидными некоторые факторы, которые сегодня пока скрыты от широкой общественности. Но в том, что у слуха “21.05.2010” есть автор и режиссер,  нет сомнений. И этот человек (люди) обладают незаурядными способностями манипулировать общественным мнением. Вот это и должно всех нас настораживать.

Дмитрий БУРЕЕВ

Похожие записи