9 Мая в Черногорске, на улице Дзержинского, откроется выставка ретроавтомобилей и мотоциклов, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Её начало запланировано на 10.00, а в 13.15 автоколонна должна начать своё движение из Черногорска в Минусинск. Что послужило толчком для проведения такого мероприятия, рассказал один из организаторов выставки — Николай ГРАБЧИЛЁВ, заместитель атамана Черногорского городского казачьего общества.

– Эта выставка — дань уважения шофёрскому труду, память о тех, кто прошёл Великую Отечественную войну. Наша жизнь, образно говоря, вертится вокруг автомобиля. Он помогал и в военные годы, и в мирное время. Они, фронтовики, отстраивали заново страну. И техника — хоть легковая, хоть грузовая — играла большую роль в этом благом деле.Меня отец посадил за руль в девять лет. Первая моя машина — КрАЗ. Самосвал. Как сейчас помню, старшие сидят отдыхают, а мы рейсы делаем — песок возим. В советское время, что правильно делали, детей приучали к труду, и отношение к шофёрам, рабочему классу было уважительное. Для меня таким примером был отец, Яков Петрович. Он всегда говорил: «Станешь начальником — прежде, чем наказать водителя деньгами, поставь на его место меня, а на место его ребёнка — себя. Ты можешь наказать человека работой — не дать выходной, вызвать лишний раз на ковёр и пропесочить, но зарплату никогда не трогай». Вместе с отцом — мороз не мороз — даже на трассе приходилось ремонтировать машину. А летом… Чего говорить… Комары облепят. Шофёрский труд очень тяжёлый…Я — механик-профессионал. Категории «В» и «С». С года 1996-го по 2000-й меня кормила профессия водителя. Например, если ездили до Сургута за запчастями, то это 750 километров. Едешь с напарником — одному тяжело. На ЗиЛах, КамАЗах… У меня были хорошие учителя. Главное, чему они научили, — не бояться дороги. На первоначальном этапе же как… Ездить умеешь, но страх присутствует. Они помогли чувствовать себя за рулём комфортно.— Вы тоже занимаетесь реставрацией машин?— Я сам машины не реставрирую. Я собираю людей, которые этим занимаются. Благодаря выставке они общаются, обмениваются опытом, да и запчастями. Я — один из организаторов.— Как появилась идея проведения такой выставки?— Первую выставку мы провели в мае 2010 года. С атаманом Черногорского городского казачьего общества Сергеем Кухтиным решили сделать что-то полезное для города. Выставка — в какой-то степени это связь поколений. Школьники в большинстве своём представления не имеют, как выглядели автомобили прежних лет. А я видел на улицах города ГАЗ-67, «Победу»… Значит, есть такие люди, решил я, которые занимаются реставрацией старых автомобилей. Давай, говорю Сергею Николаевичу, соберём единомышленников, пусть между собой пообщаются.Прошло пять лет. Сейчас уже меньше 30 единиц техники на выставке не бывает. Из числа наиболее интересных — «Opel Superd» 1936 года выпуска, ГАЗ-М-20 «Победа» — 1956-й, М-72 — 1957-й, мотоцикл ИМЗ 8-103-10 «Совнархоз» — 1984 год выпуска. Я уже не говорю про такие модели отечественного автопрома, как ЗАЗ, ГАЗ, «Жигули», «Москвич». «Волги» в основном 1960 года выпуска. Спустя десятилетия все они — бесценны, по крайней мере, для своих владельцев. А мы всегда рады автолюбителей-коллекционеров видеть на выставке…— Таких много?— В 2014 году было более 60 единиц техники. Но вся беда в чём: люди приехали, спросили: «А подарки будут?» «Нет, только грамоты». Порядка 30 человек сели за руль и уехали. Нет у нас такого бюджета, который позволил бы влить свежую кровь в наше движение. Но, тем не менее, есть люди, которые неравнодушны к нашей инициативе. Комитет по культуре, молодёжи и спорту администрации Черногорска из года в год оказывает всяческое содействие. В нынешнем году получили поддержку от министерства национальной и территориальной политики Хакасии. В разное время помогали нам информационно и финансово Аркадий Лях, Андрей Степанов, Светлана Покорева, Полина Старикова, Екатерина Панченко, Сергей Бусыгин, Александр Рудник, Владислав Иващенко, Евгений Васильев, Юрий Виняков, Наталия Тахтуева, Светлана Стеванова. Некоторые спрашивают: «Зачем тебе это надо?» Тратишь, мол, свои деньги, время…— А действительно, зачем?— Как измерить деньгами эмоции, которые ты получаешь? Вот простой мотороллер «Вятка» 1957 года выпуска. Что в нём интересного? Стоит женщина — плачет. Подхожу: «Что-то случилось?» Вспомнила, говорит, свою первую любовь… Пожилые люди подходят. Как-то ветеран возле «Опеля» 1936 года выпуска остановился. И что вы думаете? Для него это — воспоминания о военных годах, о боевых товарищах, которые остались на поле брани. На точно таком же он колесил по дорогам войны.Чтоб понять, о чём я говорю, надо посмотреть в глаза детей, которые впервые увидели старые автомобили. А когда они сели за руль!

Как измерить деньгами эти эмоции? Не знаю, время рассудит. Главным для меня остаётся отношение моего сына Александра. Когда он с гордостью говорит: «Это мой папа сделал». И как измерить его эмоции, когда он едет в автомобиле, выпущенном в 1943 году?

Беседовал Александр ДУБРОВИН, Абакан — Черногорск — Абакан

Похожие записи