“Вот со стороны города Минусинска на фоне синих гор показалась точка… Кто-то, уловив гул мотора, крикнул: “Летит!” Толпа всколыхнулась. Самолет, приблизившись, описал круг и пошел на посадку. Некоторые люди ликовали, махая головными уборами, а другие со страхом закрывали уши и стояли как вкопанные. Когда самолет сделал посадку, то к нему устремились все ожидающие…” Так вспоминает очевидец о событии, всколыхнувшем всю Хакасию в 1928 году. Впервые на площади перед тогдашним зданием окружного исполкома совершил посадку самолет. Он приземлился примерно там, где сейчас расположена музыкальная школа имени Александра Кенеля. А здание окрисполкома еще совсем недавно находилось по проспекту Ленина, возле магазина “1000 мелочей”.

Полет

Первый самолет был специализированный учебный биплан У-1 “Красноярец”. На таких машинах проходили в те годы подготовку в летных школах и аэроклубах тысячи летчиков. Служащий окрисполкома Г. С. Аткнин впоследствии рассказывал:

“О прилете аэроплана узнали раньше за один день. Об этом знали не только устьабаканцы, но и жители окрестных аалов — Аткнинска, Окуневска, Киштеевска, Сапогово и прочих. С раннего утра стекались люди на площадь “Игiр оба-катых”. Сюда ехали на телегах, верхом, шли пешие, подростки друг друга обгоняли. В селах остались те, которые не могли идти. Ждали с напряженным вниманием, вглядывались в горизонт, напрягая до боли глаза…

После того как аэроплан сделал посадку, после приветственных речей было объявлено “катание” на самолете. Удивительно, но поначалу желающих не нашлось. В конце концов под напором друзей изъявил желание молодой хакас из Киштеевска — Киштеев. И к нему присоединилась пожилая женщина — Баинова. После “катания” у необычных пассажиров присутствовавшие спрашивали о полете до мельчайших подробностей…”

Что же они увидели с высоты? Тогдашний окружной центр состоял из двух резко обособленных частей. В восточной части, там, где река Абакан впадала в Енисей, вокруг деревянной церкви расположилось несколько небольших улиц с игрушечными — с высоты — домиками. Западная часть состояла из небольшого пристанционного поселка там, где заканчивалась хорошо видимая нитка железной дороги.

Между ними лежали несколько возвышенных степных площадок (катыхов), поблескивали озерца и речные протоки. Одиноко и внушительно среди курганов и каменных изваяний возвышался двухэтажный дом окрисполкома, рядом с которым сгрудилось множество людей, лошадей, телег.

Трудно было сомневаться после такого события, подтвердившего главенствующее положение села Усть-Абаканское, что вскоре оно официально станет городом. И в 1931 году это произошло. К тому времени округ преобразовали в Хакасскую автономную область, и здесь, в областном центре, прошли выборы Абаканского горсовета, был образован городской исполком. Первым градоначальником стал Иван Степанович Серов, который находился в этой должности полтора года — с февраля 1931-го по июнь 1932 года.

Градоначальник

Иван Серов родился в 1890 году в деревне Плишкино Ярославской области. Родители его жили бедно, занимались крестьянским хозяйством. Мать умерла, когда Ване было всего 15 лет, и забота о воспитании двоих сыновей целиком легла на отца. Дети, как могли, помогали ему, а потому учиться особо было некогда.

В 1911 году Иван поступил в ремесленную школу при техническом училище города Рыбинска на специальность “слесарь-механик”. Но полностью освоить профессию ему не удалось — забрали в армию. Впрочем, юноше повезло. Он попал на Петербургский вещевой склад, где и прослужил младшим писарем, а в 1914 году был демобилизован по здоровью. Правда, через год сам вновь поступил на военную службу.

В каких-либо революционных кружках Иван не состоял. Однако в армии большевистская пропаганда работала очень хорошо, и уже в 1918 году юноша стал членом РКП(б). С этого времени его административно-политическая карьера развивалась стремительно. К примеру, в 1920-м он был назначен комиссаром военно-хозяйственного снабжения 6-й армии. После ее ликвидации отправлен в Архангельск для формирования окружного военно-хозяйственного управления.

Кем только не был Иван в двадцатых годах! Чрезвычайным инспектором Архангельской губернии и военного порта по снабжению Красной Армии и флота, заместителем заведующего губснаба, завскладом АО “Архторг”, председателем аптекоуправления, заведующим коммунальным политотделом ОМХ (отдела местного хозяйства)…

Столь быстрый карьерный рост, похоже, вскружил молодому человеку голову. Он допустил нарушения, бросающие тень на моральный облик партийца, связанные с употреблением горячительных напитков. И его отправили в Омск простым слесарем на завод. Однако уже через год Ивана Степановича назначают директором местного дрожжевого завода, а затем командируют в Хакасию, где с 1 февраля 1931 года он вступает в должность председателя Абаканского горисполкома.

Новая власть диктовала свои условия и, как пешек, переставляла людей с одной руководящей должности на другую, невзирая на отсутствие у них какого бы то ни было образования. Вот и Хакасский обком ВКП(б) утвердил на должность председателя исполкома горсовета человека, имеющего за плечами лишь два класса церковно-приходской школы.

К чести нашего первого градоначальника нужно признать, что он проявил себя с лучшей стороны. Несмотря на пробелы с систематическим обучением (время ему выпало нелегкое), видимо, добирал самообразованием. Недаром слесарь через год стал директором завода. И не случайно с должности председателя Абаканского горисполкома партия в середине 1932 года перевела его на должность председателя облдеткомиссии, затем он стал заведующим иностранным столом, а в 1935-м — заведующим особым сектором Хакасского обкома ВКП (б).
 Под его руководством Абакан сделал первые уверенные шаги к становлению.

Первые шаги

Прежде всего надо было определиться с границами. 9 июня 1931 года рассматривалась к утверждению городская черта Абакана. Было решено: “Городскую черту установить от ж. д. моста по р. Ташеба до границ “Агрокультуры” и до реки Енисея. От железнодорожного моста на остров Булун…”

Это решение требует пояснений. Севернее железнодорожного моста через реку Ташеба, на ее левом берегу, находился поселок, где располагалась “Коммуна “Агрокультура” (недалеко от территории нынешнего аэропорта). Если провести от того же моста линию вниз на юг, то она проходила через аал Окунев до существовавшего тогда острова Булун, образованного протокой Абакана (приблизительно в районе Красного Абакана). На карте городской черты проектируемого города 1929 года здесь обозначен “сенокосный участок” колхоза “Чох чоос”. Упрощенно говоря, с западной стороны в городскую черту вошли земли от нынешнего аэропорта на севере, через железнодорожный мост на Ташебе, до реки Абакан на юге. А с восточной они ограничивались рекой Енисей.

В тот же день был принят список первоочередных строек города на 1932 год. Конечно, представляет он из себя скорее мечту о будущем городе, чем реальный план на будущий год. Важно было заявить о своей программе, о том, что нужно, чтобы утвердиться в своем городском положении, какой видится столица Хакасии в ближайшее время.

Перечень состоял из 22 объектов, прописанных в документе с большой буквы: “Дом Советов, Дом Военведа, Дом Милиции, Дом Юстиции, Дворец Труда и кино, Дом трансузла, Дом Колхозника, Дом Матери и ребенка, Дом Яслей, Дом Дезостанции, Дом жилфонда (10), Дом Пожарного ДПО, Педагогический Техникум, Зоотехникум, Дом школы-семилетки, Учебный корпус Совпартшколы на 500 человек, Театр, Баня, Гараж, Кожно-терапевтическое Отделение, Крестьянский Дом…”

Этот список был одобрен и отправлен в областные организации на согласование и выделение средств. Не сразу, но постепенно план стал осуществляться.

Горсовету предстояло решать и вполне будничные проблемы. Для того чтобы читатель мог ощутить лавину разнообразных дел, которыми занимался Абаканский горсовет в те годы, следует привести перечень вопросов из протоколов заседаний:

“Об организации Культурного Совета при Горсовете”, “О выделении кандидатур на заочные курсы Советского строительства”, “О ходе хлебозаготовок по гор. Абакану”, “Об организации городского следственного участка в 1931 г.”, “О лишении избирательных прав”, “Доклад кирпичной артели о выполнении промфинплана”, “О работе адресного стола”, “О материально-бытовом обслуживании учительства”, “О выполнении шести указаний тов. СТАЛИНА”, “О восстановлении в праве голоса”, “О выселении кулаков”, “Об утверждении штрафов за невыполнение постановлений Горсовета гражданами”, “Доклады председателей колхозов “Красный Абакан”, “Долой Засуха”, “Сила”, “Десятый Октябрь” о ходе работ по сеноуборке, уборке хлеба и вспашке паров”, “Заявление Молокова о признании его партизаном”…

С 1931 года стали строить двухэтажные стандартные дома из материалов пущенного в том же году четырехрамного механизированного лесозавода между Аскыровской пристанью и аалом Подкуньским (теперь это территория нынешнего поселка Усть-Абакан). Завод выпускал до 400 комплектов в год и снабжал не только Абакан, но и другие новостройки края.

Городу быть

В 1935 году в связи с пятилетием образования Хакасской автономной области был подготовлен отчет Хакасского облисполкома перед президиумом ВЦИК. Большой раздел был посвящен Абакану. В докладе председателя облисполкома Михаила Торосова отмечалось:

“В городе Абакане имеются и растут культурные учреждения, являющиеся проводниками национальной по форме, социалистической по содержанию культуры: педагогический техникум, коневедтехникум, медтехникум, совпартшкола, радиостанция,  национальный театр; кончается строительство первой очереди Дома культуры, [работает] издательство, издается 3 областных газеты (2 на родном языке), областная больница сравнительно неплохо оборудована.

В городе Абакане за эти годы создана небольшая собственная промышленность: железнодорожное депо, вагонные мастерские, шпалорезный завод, лесопильный завод с мебельной мастерской, кирпичный завод, мясокомбинат, типография, лесогавань и ряд небольших кустарных мастерских…

В жилищном хозяйстве города имеется 1539 домов… Жилые дома в большинстве представляют из себя индивидуальные домики стоимостью 200 — 700 рублей…”.

Вместе с тем самокритично признавалось: “Город Абакан имеет совершенно неблагоустроенный вид. Улицы не мощены, тротуары имеются как редкостное явление и в большинстве пришли в полную негодность. Массовое озеленение проводится только с 1934 года, за эти два года проведена посадка 20 тысяч корней, засажен в два с половиной гектара городской сад в центре города, в 1935 году создан бульвар по Октябрьской улице на протяжении одного километра с посадкой в 1200 корней”.

И, конечно, основную часть доклада составляли предложения по оказанию практической помощи. Большинство из них вошли в первую правительственную программу для решения острейших нужд города.

За прошедшие пять лет, отмечалось в докладе, население города увеличилось с 10 тысяч 600 человек до 16 тысяч. Несмотря на трудности роста, это свидетельствовало о том, что Абакан с первых лет существования стал привлекательным местом жительства для многих людей.

Алексей АННЕНКО

Похожие записи