В этом году исполнилось бы 75 лет Владимиру Фёдоровичу Лагодичу — художнику-графику, признанному мастеру декоративно-прикладного искусства Хакасии.

В мае 2008 года Людмила Петровна Лагодич, вдова художника, безвозмездно передала Хакасскому национальному краеведческому музею имени Л.Р. Кызласова коллекцию графических и декоративно-прикладных работ мужа. Это уникальные курительные трубки, шаманские и ритуальные ножи, курильницы, нагрудные украшения, подсвечники, аналоги зеркал бронзового века, талисманы народов Сибири и серия изображений тюркских божеств. В целом коллекция из 330 предметов декоративно-прикладного искусства и 90 графических произведений — большая ценность, так как кроме художественной значимости даёт и представление об этнографических особенностях народов Сибири. К тому же без работ Лагодича представление о современном искусстве нашей республики было бы неполным. В нынешнем году в Хакасском национальном краеведческом музее 30 апреля откроется персональная выставка этого замечательного мастера, приуроченная ко дню его рождения. А в июне 2015-го передвижная выставка «Декоративно-прикладное искусство Хакасии», основой которой станет коллекция Владимира Лагодича, будет экспонироваться в художественном музее Новокузнецка.Искусствоведы неоднократно писали о таланте и мастерстве художника в области декоративно-прикладного искусства. О его графических произведениях сказано гораздо меньше — слишком сложными и неожиданными кажутся они зрителям. Вот выдержка из книги Л.А. Алимовой «В круге солнца»: «В июне 1992 года в Абакане открылась частная галерея «ENS», которая преимущественно выставляла художников с ярко выраженным индивидуальным почерком. На открытии были представлены графика Владимира Лагодича, живопись Александра Доможакова и Владимира Капелько, а также по три работы Юрия Лалетина и Натальи Хлебниковой». И далее: …«головоломкой выплетенные затейливые линии Владимира Лагодича побуждали к интеллектуально изысканным играм». Подобные отзывы встречались во всех печатных изданиях Хакасии того периода. Впечатление от графики Владимира Фёдоровича было очень сильным. Почти всегда на белом фоне листа художник разворачивает сложнейшую композицию некоего действа, которое становится понятным (или не становится таковым) после длительного разглядывания и размышления. Часто понять логику образов помогало название произведения или устные пояснения автора, однако чаще этого не требовалось. Интересно было самостоятельно разгадывать сюжеты, которые он предлагал зрителю. Эти произведения возникали потому, что художник не мог не создавать. Они проявлялись как естественная часть его бытия, как дыхание, как движение мысли. «На износе», «Пересуды», «Драма жизни» — это лишь случайно вырванные из общего списка картин названия. Тематика сложная, воплощение — ещё более. В графике Лагодича мы не найдем умиротворения, тихой радости и покоя. Лев Гумилёв называл такую породу людей «пассионариями».Хакасский национальный краеведческий музей, как основной хранитель коллекции Владимира Лагодича, прилагает много усилий, чтобы традиционное народное искусство, современным апологетом которого выступил художник, получило широкое распространение и признание не только в Хакасии, но и за её пределами.

Интерес к хакасской земле пробудился у него благодаря знакомству с учёными, археологами, художниками республики, чьи находки и результаты исследований он скрупулёзно изучал, бывая в экспедициях. Владимир Фёдорович при обретении Хакасией статуса республики стал создателем её первого герба. Творческий поиск привёл его к изображению снежного барса, аналогичные рисунки которого он встречал в археологических экспедициях. Работа Лагодича была одобрена Геральдической палатой России, о чём сообщалось в журнале «Наука и жизнь». Этот герб, разработанный художником совместно с учёным Владимиром Бутанаевым, был символом Хакасии в течение десяти лет.

…Родился Владимир Фёдорович 30 апреля 1940 года. Великая Отечественная война застала семью Лагодичей с новорожденным Володей на границе с Польшей, откуда мать и сын уехали в Уфу. Обложки школьных, а затем и студенческих тетрадей Володи неизменно украшали фантастические образы и узоры. Он был любимцем друзей, играл на гитаре в вокально-инструментальном ансамбле, побеждал в соревнованиях по настольному теннису. Получив диплом и став строителем, Владимир Лагодич участвовал в строительстве газопровода Мессояха — Норильск. Годы работы на севере считал лучшей порой своей жизни. В 1971 году он переехал в Канский район, где его назначили руководителем передвижной механизированной колонны, которая занималась строительством на селе. Затем работа в Красноярске — управляющий трестом «Спецстроймонтаж», заместитель начальника главка «Экскаватортяжстрой». Работа требовала огромных сил и нервов. Лучшим отдыхом для него были охота и рыбалка. Друзья вспоминали, что такого азартного рыбака было ещё поискать. В Красноярске Владимир Фёдорович стал активным участником клуба художников-любителей. В 1982 году состоялась его первая выставка графики.В 1984-м Лагодич познакомится с великолепными ландшафтами, историей и людьми нашей республики и через год вместе с семьёй переедет в Абакан. Огромное влияние на пробуждение у него интереса к искусству древних мастеров, обычаям, обрядам и традициям хакасского народа оказал Виктор Бутанаев, доктор исторических наук, профессор. В числе друзей у художника появилось немало археологов, учёных, журналистов.Он часами бродил по музеям Минусинска и Абакана, подолгу рассматривал экспонаты. Работы древних мастеров притягивали его с невероятной силой, поражали выразительностью исполнения. Ему не терпелось перевести увиденное в современный вариант. Создавая коллекцию ножей, Владимир Фёдорович использовал высококачественную сталь, в том числе дамасскую, мельхиор, серебро, гематит, хризолит, родонит, зелёную яшму, рог марала, косули и другие материалы. Его ножи, как и трубки, не только различались по форме, размеру, оформлению, но и по назначению: парадный нож скифского царя, алтайского жреца, нож молодого шамана, боевой нож, ножи настольные: «Священный ворон», «Священный бык» и другие. Всего он изготовил их более пятидесяти. Вскоре Лагодич придумал свою технологию инкрустации трубок, рукоятей ножей, других изделий под названием «ласточкин хвост». Начал работу над серией тюркских божеств в виде деревянных скульптурок. А позднее появилась серия курительных трубок с богатым орнаментом, инкрустированных оловом.Искусствовед Ирина Кидиекова, кандидат исторических наук, писала: «Владимир Лагодич — один из редких художников, для которого первичный образец стал своеобразным эталоном и дорог непосредственностью первых впечатлений. Он всегда стремился достичь глубинного смысла древней вещи, привнося своё… Художник уникально сумел связать в единое целое, в одну композицию дерево и металл, мех и камень». В 2003 году художника не стало. Вся его коллекция осталась жене, другу и соратнику Людмиле Лагодич. — В последние его дни на мой осторожно заданный вопрос о работах Володя, недолго задумавшись, ответил: «Доверяю только тебе: как ты решишь, так и будет, а я всегда мечтал об издании альбома», — вспоминает Людмила Петровна.

Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова совместно с Людмилой Лагодич подготовили и издали тиражом 300 экземпляров полноцветный альбом-каталог произведений Владимира Лагодича. В него вошли 193 графические и декоративно-прикладные работы художника. Наш музей, как основной хранитель наследия Владимира Лагодича, понимает, как важно оставить память о художнике, который силой своего таланта и мастерства сделал зримыми древние артефакты.

Ольга АХРЕМЧИК, сотрудник Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова

Похожие записи