Фильштинский поступил как Цезарь. Пришёл, увидел, победил. Вышел к залу, развёл руками, сказал, что показывать ему нечего: «Я ведь не клоун», — и этими словами за секунды расположил к себе зрителей, которых трудно назвать людьми случайными.

Для режиссёров и актёров театров Хакасии, завзятых театралов и журналистов, живущих этой темой, известие о том, что на премьеру спектакля «Страна слепых», поставленного в Хакасском драматическом театре Марасом Чебодаевым, приедет его учитель Вениамин Фильштинский, известнейший театральный педагог, стало неожиданным подарком.

И на самом деле, возможность поговорить о том, чему посвящена жизнь, о том, что, в принципе, и составляет саму видимую часть любой жизни — о театре, накануне знаковой для Топановского театра премьеры, за которой скоро и День театра последует, — событие вдохновляющее и радостное. А тут — такой собеседник! Поэтому разговор не мог не состояться…
— Я рад, что у меня появилась возможность присутствовать на очередном премьерном показе спектакля моего выпускника. Его первый спектакль, поставленный на подмостках вашего театра по пьесе известного драматурга Юрия Клавдиева «Анна», я видел в записи. Спектакль мне понравился — не без замечаний, что естественно, но понравился. Мне импонирует, что Марас выбирает для своих работ серьёзную литературу. «Страна слепых», например, поставлена по произведению Герберта Уэллса. Далее в его планах Хемингуэй — «Старик и море», воплотить такое на сцене достаточно сложно технически, и, если Марас сможет это осуществить, я буду горд. Думаю, если сценографические решения будут найдены, постановка сможет претендовать на гениальность.

«Худого не брать…»

Глядя на Фильштинского, не веришь, что ему уже давно за… Цифра «78» совершенно не вяжется с его искренней прямотой, какой-то даже простой детскостью высказываний. Он совершенно не использует в своей речи ненужной театральной «зауми», специальных терминов, утяжелений. Ещё и поэтому слушать его легко, а то, что он говорит, скоро и правильно укладывается в голове. И понимаешь, что совершенно не случайно конкурс желающих получать театральное образование именно у Фильштинского всегда зашкаливает за сто человек на место. Его ученики реализуют себя соответственно выбранной специальности, на стезе актёрского и режиссёрского мастерства. В своё время у Вениамина Михайловича учились Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин, Андрей Зибров и многие другие известные по кинофильмам и театральным постановкам актёры.

— Да, конкурс большой. Как отобрать из такого количества желающих лучшего? — отвечает Фильштинский на вопрос из зала. — Да всё просто. Худого не брать, — улыбается он. — На самом деле, конечно, всё не так просто. Как в семнадцатилетнем пацанёнке или девочке разглядеть индивидуальность, харизму, талант? Наверное, помогает интуиция. Те, кто в будущем станет ярким представителем своей профессии, отличаются очень сильно. В них присутствует кусочек тепла, сострадания. Такой абитуриент, даже читая, казалось бы, простую басню, «Волк и ягнёнок» например, уже подключает к роли свой человеческий опыт. Он рассказывает не только про ягнёнка, но и про себя, не только про волка, но и про себя, становится тучкой и утёсом, автором-наблюдателем. Он играет и одновременно живёт в роли.

Как коллекционировать красоту?

— Но это минимум. Для меня существует постоянная задача: необходимо научить молодого человека жить в искусстве, видеть красоту окружающего мира, — продолжает Вениамин Михайлович. — Да-да, этому необходимо учить. И я думаю, не только актёров, это необходимо всем. Мои ученики на мастер-классах рассказывают мне, с чего начался их день. Я ставлю перед ними задачу: каждый день начинать с чего-то красивого. Солнце, небо, играющий ребёнок, улыбка женщины, падающий лист, снежинка… На самом деле, мы купаемся в красоте. И не замечаем её, укутанные своими проблемами и тяжкими думами. Мои ученики коллекционируют красоту, и ежедневное это занятие меняет их — они не могут жить, не замечая прекрасное вокруг себя. Соответственно, они будут делиться с людьми своим видением мира — тем, в котором есть красота.

Холодно-горячо

По мнению Фильштинского, это одна из важнейших задач театральной педагогики — определённая социальная ответственность.— Скажите, чего не хватает современному театру? — вопрошает он у переполненного зала и, услышав ответ: «Доброты», вдруг становится словно выше ростом.

— Молодец! — будто своего студента-отличника хвалит он журналиста Лику Краско, которая ответила правильно. — Доброты, человечности, сострадания, любви. Без этого немыслим русский классический театр. Он — не зрелище. Он — сопереживание в первую очередь. Я видел сотни, тысячи спектаклей — и многие из них оставляют в душе холод и тяжесть. Кажется, прекрасное зрелище, удивительные костюмы, профессиональные актёры — но в душе зрителя их работа не затронула ни одной струны. Такие театры — работа для глаз. Только, если нет сострадания, тогда на фиг нам такой театр нужен… У нас сейчас трудные времена. Впрочем, у нас они редко бывали лёгкими. И что, театр должен добавить черноты в общую картину? Только в том случае такое возможно, если послужит утверждению жизни. Да-да, после любой постановки человеку, побывавшему в театре, должно хотеться жить. Я пытаюсь учить своих студентов такому театру. Впрочем, почему «пытаюсь»? Я их этому учил, учу, учить буду. И Марас Чебодаев учился этому, и я надеюсь, что спектакли его будут такими, где зрителю легко дышать, а после спектаклей хочется жить.

Очищение театром

Помните слова Александра Пушкина: «В театре должны быть ужас, смех и жалость»? Не забывайте про жалость, оставляя на потребу публике только «ужас и смех». Театр должен быть добрым и умным. И, конечно же, спектакль не может проходить ровно. Вы спрашиваете, так ли уж необходим катарсис в каждом спектакле? Всегда, всегда должен быть катарсис. Человек из театра должен выходить очищенным и в то же время что-то понявшим. Это невозможно без катарсиса. Иначе в театре просто нет никакого смысла…

* * *

Наша справка. Вениамин Михайлович Фильштинский — театральный педагог, профессор, заведующий кафедрой актёрского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, председатель совета театральных педагогов Союза театральных деятелей России. Руководитель легендарной 51-й мастерской в Академии театрального искусства на Моховой в Санкт-Петербурге.
Автор книги «Открытая педагогика» (2006 год). Один из последних режиссёров и педагогов, отстаивающих систему Станиславского. Лауреат международной премии Станиславского. В театральной педагогике придерживается этюдного метода. Регулярно проводит мастер-классы по искусству актёра и режиссуре в России, Европе и Америке. Весной 2011 года в Санкт-Петербурге выпускным курсом Вениамина Михайловича Фильштинского был создан «Этюд-театр» — молодой, набирающий силу творческий коллектив.

Елена АБУМОВА

Похожие записи