Фонды Хакасского национального краеведческого музея пополнились артефактами окуневской культуры.

23 августа археологи, проводившие раскопки на могильнике Итколь-2, подарили музею три каменных плиты с рисунками окуневской культуры (конец третьего — начало второго тысячелетия до нашей эры). На пресс-конференции, посвящённой завершению работы на этом археологическом объекте, сотрудники Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург) Андрей Поляков и Игорь Лазаретов рассказали журналистам об итогах раскопок, о находках и их научном значении. — Исследуем мы этот памятник 10 лет. Сначала старались делать это своими силами. Сейчас, на последнем этапе, подключилось Российское географическое общество, которое очень помогает финансированием и выделением волонтёров, работающих с нами второй год, — сообщил руководитель проекта Андрей Поляков. — Наш проект нацелен не только на сохранение историко-культурного наследия и его изучение, но и популяризацию среди молодёжи ценности изучения нашей истории. Окуневская культура — уникальное явление не только для Минусинской котловины и Сибири, это явление евразийского масштаба. Памятник этот уникальный: прежде не было исследовано окуневского могильника, который бы охватывал все хронологические периоды этой культуры. Здесь мы имеем и ранний хронологический пласт, и средний, и поздний, то есть практически прослеживаем весь период развития народа от появления на этих территориях и до исчезновения. В памятнике представлены и другие культуры, например афанасьевская. Есть материалы скифского времени. И мы пытаемся понять процессы взаимодействия культур. Этим памятник особенно интересен. Есть случаи, когда афанасьевские курганы были переиспользованы — в них были сделаны повторные окуневские погребения. Памятник богат произведениями изобразительного искусства. Есть плиты, мелкая пластика, другие предметы. Такого богатства художественного наследия, как на этом могильнике, нет нигде. И мы стараемся, чтобы всё художественное наследие попадало в хакасский краеведческий музей, где есть богатейшая коллекция этих материалов.Все найденные на Итколь-2 плиты находятся в запасниках хакасского музея. Часть из них нужно реставрировать. Ещё не до конца проведена научная обработка. Подаренные же в прошлом году плиты уже находятся в экспозиции музея, сообщил его директор Андрей Готлиб. Чем интересны нынешние дары и что они рассказывают о далёких предках, объяснил Игорь Лазаретов, который работает на раскопках в Хакасии уже 35 лет.— Эта плита первоначально использовалась для какого-то большого ритуала. На ней была изображена личина, сложная, с массой деталей, солярным знаком, с крестами. С ней был проведён какой-то ритуал, празднество. Её ещё как минимум дважды использовали в качест­ве художественного полотна, потому что на ней в разных ракурсах и разных стилях изображены две группы быков. Потом плиту поместили в погребение, то есть использовали как стройматериал.Подарок археологов ценен удивительной сохранностью. Объясняется это тем, что обычно плиты лежат в могильниках изображением вниз, и процесс известкования сильно разрушает их. А эта лежала изображением вверх и потому так сохранилась и имеет прекрасный экспозиционный вид.— Плита, которую вы видите справа, использовалась трижды. Сначала это было изображение божества, там была выбита личина со всеми её аксессуарами, — описал второй артефакт Игорь Лазаретов. — Был проведён какой-то обряд. Затем поверх этой личины был выбит солярный знак необычного вида. Вместо лучей там изображены четыре курильницы — священные сосуды, в которых хранили благовония, краски. Такой солярный знак — редкость. После этого плиту использовали в третий раз. На ней было выбито изображение рожающей женщины. Проводился какой-то ритуал: видимо, или просили ребёнка, или помощи женщине во время родов. Каждая из плит имеет наложение рисунков разного времени. Но все относятся к окуневской культуре. Находки на Итколе-2 позволяют предположить, что носители окуневской культуры пришли на территорию Хакасии с запада.— Мы обнаружили совершенно необычные захоронения в катакомбах с заплечиками, которые имеют аналоги в районах Предкавказья. И сейчас мы с большой долей вероятности можем говорить, что основная доля этого населения, давшего нам великолепную окуневскую культуру, пришла с далёкого запада: Прикаспия, Северного Кавказа, — поделился гипотезой Игорь Лазаретов. — Здесь мы видим, как изменялся погребальный обряд во времени, как менялись курганы, как развивались вещи, это очень ценно для археологов. Одна из изюминок этого могильника — огромное количество произведений искусства. Здесь были найдены костяные плакетки и огромное количество плит с рисунками. Счёт идёт на десятки. Это изображения богов в различных ипостасях, изображения животных, много быков в разных стилях, здесь найдено изображение в самом раннем геометрическом стиле. В этом году сделана уникальная находка плит с изображением птиц: водоплавающую птицу преследует хищник. Каждая плита — картина, причём не одновременная. Плиты использовались по два, три, четыре раза. На них наносились одни рисунки, после этого часть их стиралась, наносились новые. Будет проделана большая работа по копированию плит, осмыслению. Мы работаем с Абаканским музеем много лет, и буквально с колёс стараемся передать ему самые интересные находки.Итколь-2 — это могильник одной группы людей, которые проживали и вели хозяйство на берегу озера Иткуль. На относительно небольшой площади располагалось более десятка курганов. Захоронение велось около 700 лет, по кургану на столетие. В каждом кургане до пяти — семи могил, но есть даже 21 погребение. Количество могил и захороненных здесь людей посчитали. Для чего это нужно? Дело в том, что существуют методики расчёта численности населения исходя их того, сколько захоронено. Также можно сделать выводы о составе населения, о продолжительности жизни. В ближайшие годы в Институте истории материальной культуры выйдет большая монография, посвящённая памятнику Итколь-2. Возможно, в ней найдёт отражение и гипотеза о существовании единой культурной общности от Алтая до Китая.— Практически у каждого окуневского кургана к востоку располагается ещё одно огороженное место, где проводились поминальные ритуалы. Есть прекрасно сохранившийся поминальник. В центре его каменный жертвенник, где горел огонь и приносили жертвы. К северу стояли каменные изваяния. По контуру высокие стелы, — рассказал Игорь Лазаретов. — Такие же конструкции обнаружены в последние годы в Монголии, Китае. Можно говорить, что окуневская культура не ограничивала свою территорию Минусинской котловиной. Речь идёт о культурной общности, которая состояла из племён, проживающих на территории Алтая, Хакасии, Тувы, Монголии и Северного Китая. Это был, видимо, один народ, расселившийся на разных территориях, но сохранивший религиозное и культурное единство.Памятники окуневской культуры есть в Москве и Санкт-Петербурге, в Красноярске, Минусинске, других городах. Но самое богатое собрание — в Хакасском краеведческом музее.— Зал каменных изваяний позволяет говорить о том, что мы такое в истории мировой культуры, — считает директор Хакасского национального краеведческого музея имени

Л.Р. Кызласова Андрей Готлиб.— Он притягивает внимание посетителей со всего мира. И в этом есть большая заслуга археологов.

Подаренная музею плита с личиной удивительно хорошо сохранилась. Фото Александра КОЛБАСОВА

Людмила РАДИКЕВИЧ

Похожие записи