В выставочном зале «Чылтыс» Абаканской картинной галереи имени Ф.Е. Пронских действует выставка «Великие классики ХХ века. Пабло Пикассо, Хуан Миро, Василий Кандинский».

— Предваряя ваши вопросы о подлинности, скажу: привезти живописные работы мастеров на данный момент не представляется возможным, на выставке представлены литографии. Работы, выполненные на литографском камне, специальными литографскими карандашами. С литографского камня делаются оттиски. В зависимости от качества станка, мастерства художника получается от нескольких оттисков до сотни. Они здесь и демонстрируются, — сказал директор картинной галереи Алексей Ватутин.Он же добавил, что выставка стала возможна благодаря сотрудничеству с красноярской фирмой «Gallery Trade», у которой имеются права на экспонирование работ на территории России.— Так или иначе, но авторы ко всем оттискам приложили руку, — отметил Алексей Юрьевич. Уверен, для многих жителей Хакасии творчество абстракционистов — тёмный лес. Право, как понимать все эти пятна, линии, точки, когда есть вполне себе очевидные «Утро в сосновом лесу», «Боярыня Морозова» и прочие? Но не всё так просто.Слово берёт искусствовед Ирина Кидиекова. И очень подробно, доходчиво и интересно объясняет — что мы увидели, как это воспринимать и почему художники пришли к жизни такой.Со слов Ирины Кононовны, во второй половине XIX века в изобразительном искусстве наметилась тенденция отхода от реалистичного показа действительности. Искусство устало от прежних форм. Импрессионист Клод Моне пытался дать изображение воздуха. Следовательно, зритель иначе стал воспринимать цвет, рисунок…— На первый план вышли цвет, форма, линия, краска. А цвет к тому же становится актом творения. Окружающий мир менялся, менялось искусство, — под рассказ Ирины Кидиековой мы тихо бродим от картины к картине.Действительно. Буйство красок и неправильных форм, ломаных или плавных линий у Миро, Кандинского… — Василий Кандинский — один из пионеров абстракционизма, — просвещает Ирина Кононовна.Попытаться почувствовать это направление в живописи можно на примере «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. В нём — пустота и начало, с коих начинается видение мира. В аале Сафронов есть большой камень. Он порос мхом, но всё равно заметно изображение лабиринта. — Это то же самое начало, тот же рисунок, что лежит в основе «Чёрного квадрата», — итожит искусствовед.Возвращаемся к Кандинскому. Вглядываюсь — где-то я эти мотивы видел. А Кидиекова тем временем отмечает музыкальность его работ.— В Большом театре Василий Кандинский слушал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Был потрясён. Это дало новый импульс для занятий цветом, колористикой…Именно! Сколько обложек альбомов западных прогрессивных рок-групп выполнены в стилистике Кандинского. «Uriah Heep», «Procol Harum», «Eloy», «Yes», «Pink Floyd». И ведь это только классиков вспомнил и навскидку. Да и наши «Кино» и «Dolphin». Стоит взглянуть на обложки к «Группе крови» или «Андрею». Предполагаю, что истоки восходят именно к Кандинскому…— Используя язык цвета и формы, он прежде всего изучал их внутреннюю силу, экспрессивность, качества.При упоминании Пабло Пикассо следует делать серьёзную мину лица, многозначительно кивать и поддакивать. Даже если не особо смыслишь в искусстве.— Пабло Пикассо — каталонец. Он очень увлекался фольклором своего народа.А зрители рассматривают литографии «Быки и тореадоры», коих под таким названием очень много. Все они из цикла «Минотавромахия». Копнём глубже — цикл создан незадолго до войны. Так что художник своими работами пытался рассказать очень многое.«На античную мифологию «накладывается» тема национального испанского зрелища боя быков, воплощающего народные представления о жизни и смерти, о постоянной борьбе человека с природой и о победе в этой борьбе человеческого духа и интеллекта над грубой звериной силой», — говорится в одном из исследований творчества художника. Многие картины этого цикла очень трагичны. Даже зловещи. Там, где необузданная сила ломает и перетаптывает людей. Там, где добро не побеждает…Не будучи художником или учёным, я действительно мало что понял на этой выставке. Но что-то своё надумал, не без этого.

Быть может, искусство для того и существует?

Сергей ВЛАСОВ

Похожие записи