В Хакасии состоялся семинар-совещание для работников образования «Практико-ориентированный подход в инклюзивном образовании».

В его работе приняли участие как представители министерства образования и науки республики, так и руководители специализированных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья Хакасии, Тувы и Красноярского края.Ведущий консультант отдела опеки и защиты прав детей министерства образования и науки Хакасии Инна Примоленная в своём выступлении отметила, что вопросам инклюзивного образования сейчас уделяется особое внимание. — На сегодня в Хакасии более 3000 детей имеют те или иные ограничения по здоровью, из них 1342 ребёнка состоят на учёте по инвалидности. И наша задача — облегчить им получение образования, — сказала Инна Михайловна. — С 2011 года в республике действует федеральная программа «Доступная среда». И хотя сегодня по этой программе в Хакасии работает более 50 учебных учреждений, однако создание архитектурной доступности (лифты, пандусы и прочее) и солидная методическая база сами по себе не гарантируют ту комфортную психологическую обстановку, которая должна сопутствовать образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной общеобразовательной школе. Тем не менее есть учебные учреждения, которые отмечены за качество инклюзивного образования. Первое место по республике принадлежит коллективу школы № 50 Абазы (эта же школа стала лауреатом всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»). Второе место заняла школа № 25 Абакана, а третье — гимназия Черногорска.Представитель Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радость» Ирина Чулкова отметила, что, к сожалению, пока ещё не все города и районы Хакасии полностью укомплектованы специалистами для работы психолого-медико-педагогических комиссий. А чем раньше выявляется то или иное отклонение в здоровье ребёнка, тем результативнее будет идти процесс образования исходя из его возможностей и способностей. Ведь инклюзивный урок — это урок, построенный универсально.С огромным вниманием собравшиеся выслушали выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе той самой абазинской школы № 50 Оксаны Андреевой. В школе занимаются около 800 учеников, 85 ребятишек имеют тот или иной диагноз.— Заставить ребёнка учиться в общеобразовательной школе в приказном порядке нельзя, — сказала Оксана Александровна. — Был случай, когда у слабоговорящего ребёнка после нескольких недель обучения в общеобразовательной школе «потерялась» речь. А главная наша задача — постоянно работать на сближение здоровых детей с их сверстниками с ограниченными возможностями здоровья. На форуме учительница из Белгорода привела такой пример: в первый класс пришёл слабовидящий ребёнок, и весь класс начал учиться читать по азбуке Брайля. Наши абазинские дети вместе ходят в бассейн и катаются на лыжах, в планах — иппотерапия. А ещё мы по договорённости с заповедником «Хакасский» проводим «живые уроки». Семинар-совещание был проведён на базе республиканской школы-интерната для детей с нарушением слуха. Именно здесь наработан успешный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Школа уже много лет является федеральной стажировочной площадкой, а в этом году здесь открыт региональный инновационный центр реабилитации детей после кохлеарной операции.

— Эти дети живут, если можно так выразиться, на преодолении, — сказала в заключительном слове директор школы Лариса Тыльченко. — И наша цель — сделать всё, чтобы, приходя в обычную школу, они не чувствовали себя лишними, ненужными. Это — огромный труд как педагогического, так и родительского коллектива. От того, каким будет психологический настрой в классе, куда придёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, зависит его будущая судьба.

* * *

Программа «Доступная среда»

Это многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоёв населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Маргарита ЛОГИНОВА, Абакан

Похожие записи