Помните ли вы героев главного художественного произведения Николая Доможакова? Имеете ли представление о Махмуде аль-Кашгари? Задумались?..

А ведь есть ребята, которые не просто «помнят» и «представляют», а способны дать художественно-эстетический и, если хотите, лингвостилистический анализ романа «В далёком аале» и стихов из памятника древнетюркской культуры «Диван лугат ат-тюрк» аль-Кашгари. Во всяком случае в этом убедила межрегиональная олимпиада школьников по тюркским языкам и культуре, проходившая в столице Хакасии.Наша республика уже второй раз принимала юных исследователей-тюркологов. Причём нынче их состав стал солиднее: кроме учащихся девятых и десятых классов, в олимпиаде приняли участие и одиннадцати-классники. Им, вовсю готовящимся к сдаче ЕГЭ, вроде и незачем отвлекаться от главного дела. Но кто сказал, что количество набранных на ЕГЭ баллов важнее, чем выбор будущей специальности? Проба сил на олимпиаде тем и хороша, что позволяет окончательно определиться с ответом на вопрос «Кем быть?» Что бы ни диктовала мода на специальности, у выпускников средней школы, имеющих интерес к изучению родственных языков, а также литературы и культуры тюрков, есть все шансы пойти по стопам великого Николая Фёдоровича Катанова, для начала поступив в вуз, на факультет тюркологии или даже востоковедения. Возможно, на такой шаг вдохновит победа на межрегиональной олимпиаде Радмилу Тайтову. Её, без пяти минут выпускницу классического лицея Республики Алтай, так охарактеризовали: «Творчески одарённая девушка, грамотная, знающая культуры тюркских народов». Радмиле не оказалось равных среди одиннадцатиклассников.А ведь на этот конкурс добрые соседки — Хакасия, Тува и Алтай — не пожалели отправить свой «золотой запас» — победителей и призёров республиканских олимпиад по родному языку и родной литературе. Честь Хакасии защищали учащиеся Аскизского лицея-интерната, Хакасской национальной гимназии-интерната имени Н.Ф. Катанова, Красноключинской и Балыксинской школ. Причём последнюю представляла ученица, являющаяся носителем шорского языка. Каждая команда подготовила визитную карточку для презентации своей республики и номер художественной самодеятельности на родном языке. Творческое начало придало нужное настроение празднику интеллектуалов. А уж дальше пошли «олимпийские» испытания. Выполняли письменные работы. Лучший результат среди девятиклассников показала гимназистка Солангы Доо из Кызыла. На втором месте её подруга по команде — Айда-Сай Ондар, ученица аграрного лицея-интерната Республики Тыва.А вот среди десятиклассников победила Евдокия Сагалакова, воспитанница Хакасской национальной гимназии-интерната имени Н.Ф. Катанова. Призёром же олимпиады в этой номинации стала Алла Штанакова, учащаяся классического лицея Республики Алтай.Как видите, знатоками тюркских языков и культуры стали исключительно девушки. Но именно они и составили абсолютное большинство участников олимпиады. Исключением из «правил» стал Матвей Сагалаков, учащийся Аскизского лицея-интерната.Каждая победительница в качестве главного приза получила именную статуэтку в виде цветка, символизирующего дружбу народов.Учредителями этой единственной в своём роде олимпиады являются министерство образования и науки Хакасии, министерство национальной и территориальной политики РХ, а организатором — Хакасский институт развития образования и повышения квалификации. Заведующая кафедрой поликультурного образования этого института Надежда Толмачёва, подводя итоги состязания юных тюркологов, отметила, что есть намерение добиться его включения в перечень олимпиад, дающих льготы при поступлении в российские вузы.

Ульяна МИТИНА

Похожие записи