Памятники истории мировой культуры

В Красноярске вышло необычное научно-популярное издание — “Древние маски Енисея”. Его автором является доктор исторических наук, ведущий сотрудник института истории материальной культуры Российской академии наук Эльга Вадецкая. Книга сочетает в себе популярный очерк по истории археологии Сибири с конкретными исследованиями погребальных масок древних енисейцев, стоящих в одном ряду с такими памятниками истории мировой культуры, как статуи острова Пасхи или пирамиды Центральной Америки. Уступая последним в монументальности, сибирские маски ничуть не уступают им в насыщенности тайнами древней истории. 

Об авторе

Эльга Вадецкая — талантливая ученица двух крупнейших археологов — Сергея Киселева и Михаила Грязнова. Однако профессию ей выбрал другой известнейший ученый-палеонтолог и писатель-фантаст Иван Ефремов. Иван Антонович был другом отца Эльги, писателя Бориса Вадецкого. Ефремов увидел в дочери друга прообраз археолога Веды Конг — героини своей книги “Туманность Андромеды”. У него была надежда, что, став археологом, Эльга будет писать не только научные, но и научно-популярные книги. Издание “Древние маски Енисея” Эльга Борисовна посвятила памяти Ивана Антоновича Ефремова

Впервые Эльга Вадецкая познакомилась с археологическими памятниками нашего региона в конце 50-х, когда, будучи еще студенткой МГУ, участвовала в археологических экспедициях. Около 30 лет она возглавляла археологические отряды, работавшие на территории Красноярского края и Хакасии.

Каждая новая книга Эльги Борисовны, автора более 150 научных статей и пяти монографий, ставших библиографической редкостью, — событие для общественности. “Древние маски Енисея” — это ее третья книга, ранее вышли “Древние идолы Енисея” (Ленинград, 1967) и “Сказы о древних курганах” (Новосибирск, 1981). Издание содержит огромный иллюстрированный материал из личного архива автора. Оно адресовано широкому кругу читателей. Вышла книга, объем которой составляет около 200 страниц, тиражом 1000 экземпляров.

 Легенды и научные обоснования

В своем новом научно-популярном труде Эльга Вадецкая дает ответы на многие вопросы. Что за скульптуры древности найдены на территории Хакасии? Почему их называют масками? Какому народу принадлежали эти памятники культуры древности? Кого изображали погребальные куклы? Как и с какой целью сделаны скульптуры, в какие цвета они были раскрашены? Что за маски были на Тагарском острове? И почему потребовалось 200 лет с момента первых находок масок, чтобы все это выяснить?

Эльга Борисовна в книге изучила и обобщила результаты раскопок ученых-археологов, работавших на территории Хакасии в течение двух столетий.

Она рассказала легенды о “живых лицах” и коллективных могилах, ходившие среди местного населения два века назад. О том, как археологи совершили прорыв от легенд к реальному познанию, о первых научных раскопках курганов, о судьбах археологов-пионеров. Также на страницах книги раскрыты загадки погребальных мумий-кукол, рассказано о массовых раскопках, проведенных учеными-археологами в зоне затопления Красноярского водохранилища.

Отдельные факты, изложенные в издании, ранее не публиковались. Например, то, что многочисленные исследования показали, что погребальные маски уже в древние времена неоднократно реставрировались.

Эльга Вадецкая в своей новой книге также развенчивает некоторые мифы, возникавшие вокруг погребальных масок. В частности, о том, что они передают точные черты покойного, а также то, что принято называть масками, правильнее было бы назвать обмазками, а толстые — скульптурами.

Новое издание содержит альбом, содержащий фотографии 48 масок. Большинство из них представлены читателям в том виде, как хранятся сейчас. 14 масок сфотографированы в авторской реконструкции. На каждой маске указано место хранения на русском и английском языках. Более подробные сведения о масках даны в каталоге. Также в издании даны их описания на английском языке.

Помимо изображений погребальных масок читатели найдут на страницах книги фотографии раскопок, проводимых на территории Хакасии в разные годы, археологических находок, древних идолов, найденных здесь же.

Калейдоскоп образов

В заключении книги “Древние маски Енисея” сама Эльга Вадецкая пишет:

“Скульптуры лиц мертвых, после многовекового заточения в сожженных гробницах, выглядят облупленными и закопченными. И все равно не оставляют равнодушными посетителей музеев, где выставлены. Притягивает к ним их таинственность и всегда живущее в людях желание глубже понять историю жизни на земле, историю человеческую.

Таинственность древних ритуальных обычаев не могут разрушить даже наши современные знания о масках, хотя, надеюсь, они позволяют хотя бы чуть-чуть приблизиться к их пониманию.

В моей памяти постоянно — калейдоскоп образов.

Одни я вынимаю, как из шкатулки, по надобности. Это образы людей разных исторических эпох, облик которых домысливаю по мертвым останкам, по изделиям, оставшимся от них и посвященным их душам, их потусторонней сущности.

Образы других всегда со мной. Говорю не только о тех, кто до меня работал для истории Красноярья, но и о тех людях, кто вместе со мной производил раскопки или просто их посещал из любопытства.

Археологические исследования не осуществляются в одиночку. В частности, это касается и масок. Их рисовали и фотографировали для меня в музеях разные люди. Состав глиняного и гипсового теста изучали химики и ботаники. Антропологи и палеоантропологи устанавливали состояние человеческих останков, которые превращались в мумии-куклы. Коллеги-археологи передавали мне для исследования маски, которые они находили при раскопках.

Но большинство известных скульптур принадлежит либо моим предшественникам А.В. Адрианову, Д.А. Клеменцу, С.А. Теплоухову, либо моим учителям С. В. Киселеву и М.П. Грязнову, от которых я получила не только права, но и обязанности продолжить paзгадывание тайн масок и, возможно полнее, описать их.”

Подготовила
Наталия КОРОЛЬКОВА

Коллаж Юрия СИРЕНЕВА

…Маска — зачем она и кому нужна в наши дни? Она служит, в основном, затем, чтобы почему-либо прикрыть лицо. Но это лишь пережиток многовековой давности разнообразного и повсеместного использования масок практически всеми народами.

Когда-то по маске распознавали определенное божество, мифического предка: в образе ли почитаемого от века животного или легендарного героя. Масками увенчивали лицо или голову участников различных ритуалов; именно поэтому их называют ритуальными. В отдельных местах Сибири и Дальнего Востока подобные маски употреблялись еще столетие назад…

От ритуальных масок отличаются погребальные. Их назначение сделать ушедшего в мир иной человека узнаваемым, по крайней мере, для его живых родственников и душ мертвых.

Смысл изготовления этих масок у разных народов различается. Но их употребление всегда тесно связано с загадочными для современных людей загробными верованиями.

Погребальным маски — это не просто память родственников, потомков об ушедших людях. Они рассматриваются, в первую очередь, как произведения искусства древних, как материальное воплощение их философии, их воззрений на окружающий мир.

Все сказанное касается не только давно известных египетских, греческих и римских масок, но также и мало еще изученных гипсовых изображений головы и целых бюстов, найденных в курганах по долинам Енисея. Данные изображения, гипсовые портреты не имеют ничего общего с погребальными масками других народов. До наших дней они дошли преимущественно многочисленными обломками. Их реставрация, последующие исследования требуют большой и очень кропотливой работы…

Эльга Вадецкая (из книги “Древние маски Енисея”)

Похожие записи