Коль скоро речь заходит о лицее, в памяти торжественно-услужливо всплывают стихи Пушкина о том, Царскосельском. О таланте и дружбе его воспитанников, ведь само понятие «лицей» обязывает — даже в силу российской истории. Эту чистую ноту как никто чувствует основательница Абаканского лицея Лидия ПЕТРУК.

— Пожалуй, выпускной бал можно назвать красивым выдохом после напряжения…
— Да уж, напряжения хватало. Недаром же после трудной работы и волнений самих детей, их родителей и учителей награда — аттестат зрелости, ну и выпускной для нас — всем праздникам праздник.

— А как насчёт самой «зрелости» одиннадцатиклассников?
— Понимаете, ребятишки взрослеют по-разному, к сожалению. И хотя мы, учителя, весь год проводили беседы с разными группами учеников — кому-то поддержать тонус, кого-то мотивировать на системный труд, подсказать, как пробиться к мечте, но… разговоры — разговорами. Дети вроде бы обещают, ставят перед собой задачи, но действительное понимание где-то процентов на шестьдесят всего. А во время итоговых экзаменов к ним пришло понимание правильное. Как сказал один выпускник: «Вот если бы я взялся за дело вовремя, то результаты были бы совершенно другие…» И вот теперь обидно, что что-то недоделали, заветная мечта оказалась всё-таки подальше. Как и бюджетные места в вузе. Но это я к тому, что нет предела совершенству, даже отличникам хочется набрать как можно больше баллов.

— Лидия Андреевна, с вашим стажем есть прекрасная возможность сравнить поколения в ретроспективе.
— Общее место, но это действительно так: время меняет многое. Сейчас дети живут в других информационных потоках, у них другие возможности и мотивация. Они понимают, что качественные знания жизненно необходимы, это в равной мере сегодня осознают и их родители. Глобализация впрямую затронула и мышление.

— Оно уже не местечковое?— Да, ребята знают, что управление страной — это не где-то там далеко. Многое будет зависеть и от них, от их знаний, умений, нравственных установок. Они могут помочь России стать великой. Да и статус лицея подразумевает, что от наших ребят ждут крепких знаний. Это не голословные утверждения. Сегодня наши выпускники учатся в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, в Чехии, Великобритании, Китае… Так что на успех мотивирует сама жизнь. А в конце прошлого века, вспомните: и зарплат не было, и всё вокруг «шло неведомо куда…» Но эти дети, предшественники нынешних, заложили лицейские традиции, интересный уклад жизни — милые наши «домовята». И у них были чёткие цели и успех, просто сейчас нацеленных на «большое завтра» ребят стало гораздо больше, даже несмотря и на сегодняшнюю финансовую необеспеченность некоторых родителей.Кстати, при входе в наше здание установлен баннер, где отражено то, чем живёт лицей, и когда в гости приходят выпускники прошлых лет, они видят там свои имена и свой вклад в традиции школы. Знаете, это и радость, и гордость наша. А гимн «Лицей — ты честь моя и слава» придумали выпускники 2007 года. Святые слова, я скажу, от души. И когда мы на всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» в Москве исполнили этот гимн… Этот подъём, патриотизм, преданность лицею, гордость за Хакасию, Абакан — испытали нечто неописуемое: ведь мы добились высшей награды конкурса — серебряного колокольчика. Но он нам достался великим трудом.

В свою очередь мы с коллегами, хоть и трудно бывает «соответствовать» и времени, и запросам детей, по-настоящему увлечены поиском нового, творчеством (без которого и нет педагога), задумками нужными, что даёт лучшее качество образования. Ведь лицейское образование всё-таки отличается от универсального школьного, что, повторю, позволит ребятам после вузов управлять качеством жизни в республике и стране. И самая большая радость: они доверяют лицею и приводят сюда учиться своих детей; такие родители уже прошли этот путь и понимают, что надо делать.

— Но чувства — материя, не настолько меняющаяся…
— Выданы аттестаты. И щемящее чувство расставания с каждым выпуском практически одно и то же: в душе закипают слёзы, но ты сидишь в зале и видишь, чему научились дети, как они своё прощальное слово говорят… И думаешь, да, трудно, но если всё начать сначала — была бы здесь же… Хотя родом я из Казахстана, приехали сюда вместе с мужем по распределению. И не пожалела: Хакасия — мой дом, а лицей — неотъемлемая часть жизни. Дело даже не в лирике, хотя и она имеет большое место, а в том, что в нашей республике сильное образовательное поле, здесь много инноваций, того, что на пользу детям.

— И, насколько я знаю, примеров тому в лицее немерено.
— А мне трудно удержаться, чтобы словечко не сказать хотя бы о некоторых из этих конкретных дел. Например, мы первыми в республике (уже пятый год) начали внедрять образовательную робототехнику. Министерство образования и науки Хакасии поддержало проекты: мы выиграли грант в 2,5 миллиона рублей и стали республиканской инновационной площадкой, а в начале 2016-го — и федеральной. В соревнованиях «Робофест-2017» из 33 команд заняли третье место в России. Сегодня у нас отлажена работа летней проектной академии в лагере «Звёздный», где 18 мастерских: робототехника, математика, экология и так далее. Продумана и система: если технически одарённые дети много чего наизобретут, а вот провести какое-то мероприятие не смогут — им в помощь отряд лидеров. Ведь у каждого ребёнка свой талант и своя ниша, команда. Впрочем, «у нас теперь не то в предмете», писал Александр Сергеевич.

— «Мы лучше поспешим на бал…», продолжу я цитату, но прежде ещё несколько слов о чувствах. Что о вас, Лидия Андреевна, думают дети? Знаете?
— Знаю. Нет в этом тайны. Они отмечают, что я справедливая, добрая, но всегда потребую то, что нужно. Кстати, ребята вполне объективно могут оценить труд любого педагога.

— В жилетку вам плакались?
— А как иначе. Ведь классный руководитель (кем я была неоднократно) — как мать. И я хранила, подобно священнику, тайну исповеди.

— С трудными детьми как складывались отношения?
— Трудные дети, как правило, те, кому дома уделялось недостаточно внимания. И они получали тепло от нас, учителей. Ребятишки такое отношение в большинстве своём ценили. Случалось, ребёнку поесть было нечего и не на что — я кормила. Это чисто материнское: ну как же ребёнок не поест? Вот и муж у меня всегда был готов помочь.

— Не было упрёков, что жена целыми днями в школе пропадает?
— Ну как вам сказать? «Революции» были, порой он и сыновья отказывались меня понимать, но после бури наступала нормальная жизнь — при полном доверии. Ну и, конечно, со своими выпускниками я никогда не расставалась «навсегда». До сих пор дружу с первым выпуском — 1970 года Калининской средней школы Усть-Абаканского района. И ребята из школы № 19 Абакана тоже всегда рады встретиться, поговорить. Сидим, вспоминаем, какое это было интересное время. Я с ними где только не была! Все получили, в частности, значки «Турист СССР».

— Кажется, пора на бал…— Мы всегда стараемся, чтобы выпускной вечер проходил душевно — это самое главное. Иногда родители предлагают нанять ведущих. А я им: нет. Приглашённые наших детей не знают и не сумеют приготовить праздник так, как мы сами. Но, надо сказать, нынешние родители великолепны. Всегда рядом с детьми, рядом с учителями. И всегда при расставании у всех у нас слёзы. Ребятам на тот момент кажется, что такого вот хорошего уже не будет, их немного пугает неизвестность, им грустно расставание с друзьями, с первой любовью.

Мы, когда вручаем аттестаты, приглашаем каждого выпусника на сцену по имени-отчеству, говорим о нём только самое хорошее, что было в школьные годы. И всегда аплодисменты в его честь. Самое главное — ничего не забыть, ни одного хорошего поступка. …Люди растут. Работать интересно, но трудно. А точнее, хоть трудно, но интересно.

Татьяна Потапова

Похожие записи