Вопрос отгрузки и отправки потребителям угля, добытого на территории нашей республики, явился предметом разговора, который провёл глава Хакасии Виктор Зимин с транспортными операторами, включая Абаканское отделение Красноярской железной дороги.

Поводом стала в общем-то ожидаемая ситуация нехватки вагонов. И как раз именно по той причине, что она была ожидаемой, предсказуемой и очевидной, возникла необходимость понять, почему никто ничего не сделал для предотвращения ситуации? Ведь знали, понимали и тем не менее допустили. К чему это привело? К тому, что прогнозируемое увеличение объёма отгрузки угля в 2017 году с трёх миллионов тонн уже сократилось до двух миллионов 700 тысяч. А что это, как незаработанная прибыль угольных предприятий и, внимание, недополученные налоги в республиканский бюджет. По 2016 году это потеря (из-за нехватки вагонов) составила для республики 250 миллионов рублей. А в пересчёте на социальные нужды это, между прочим зарплата бюджетников всей республики за месяц плюс аванс за следующий. И Виктор Зимин заметил по этому поводу:— Нам каждый раз не хватает этих 300 тысяч отгруженных тонн. Мы постоянно увеличиваем добычу угля, открыли целый угольный бассейн, готовимся стать хабом, презентуем свои проекты на федеральном уровне, находим там поддержку, а вывезти добытое не можем. И совершенно искусственно свою прибыль превращаем в убыток. В чём дело?Начавшуюся вслед за прозвучавшим вопросом перепасовку вины друг другу глава Хакасии резко пресёк. Напомнив, что сегодня как раз тот случай, когда надо выяснить, не кто виноват, а что делать. Ведь сложившаяся тенденция, по сути, ведёт к сворачиванию инвестиционных программ. Зачем, к примеру, угольному предприятию вкладываться в модернизацию производства, в расширение объёмов добычи, если следом ему не удаётся добытое отправить покупателю?! Какой смысл?!Хотя смысл быть должен. Мы — развивающаяся республика, мы — инвестиционная республика, мы — республика со взглядом в будущее, а не с откатом в прошлое, а потому требование главы территории найти выход является не только законным, но и единственно верным.Да, начальная попытка взять с ходу проблему и назвать её причину была серьёзно заторможена чисто профессиональными разногласиями и мнениями присутствовавших. Одно из них заключается в том, что когда вагоны целиком принадлежали РЖД, вопрос их переброски в нужное место вообще не стоял. Куда надо — туда состав поставят. Однако теперь все вагоны страны принадлежат Федеральной грузовой компании (ФГК) — крупнейшему транспортному оператору, и, собственно, он диктует условия более мелким операторам, в том числе и тем, кто работает в Хакасии. И последние часто получают отказ. Здесь же вспомнилась и так называемая коммерческая ситуация, при которой крупному оператору выгоднее направить подвижной состав в Кузбасс, с тем чтобы поезда свободно ушли на восток. Хотя, с другой стороны, Кузбассу точно так же не хватает вагонов, но факты, когда порожние составы, идущие в Хакасию, порой застревают на её границах на три — семь дней, имеют место. То есть налицо несогласованность и явная борьба интересов, при которой непонятно зачем один маршрут из 64 вагонов разрывают на два, по 32 вагона, и разгоняют их по двум разрезам. Затем тот самый маршрут долго-долго не могут соединить обратно, с тем чтобы вывезти уголь потребителю. Следом из-за переполненности погрузочных площадок угольные разрезы порой вынуждены останавливаться и отпускать людей в отпуска без содержания. В итоге, как было сказано выше, страдают все — угольщики, перевозчики, потребители, бюджет.

При том, что в отдельности все стараются, выполняют свои инвестиционные планы, что-то делают, суетятся, отстаивают позиции. Но для того, чтобы эти позиции не назывались «лебедь, рак и щука», Виктор Зимин, выслушав каждый аргумент, поручил министру транспорта и дорожного хозяйства Хакасии Александру Попову заняться проблемой вплотную и найти решение. К ситуации также подключится исполняющий обязанности первого заместителя главы Хакасии Олег Нам. Порядок в таком деле, как грузо­оборот, должен быть наведён. И нет такой причины, которая бы оправдала потерю наших собственных доходов.

Юрий АБУМОВ

Похожие записи