О проблеме сохранения археологических памятников, вовлеченных в туристический бизнес

“Я видел древний ряд могил, // Им взор конца не находил. // Сие огромные курганы,// Рассеянные по полям// У коих камни по углам// Стоят как грозны великаны…” Так в стихотворной форме описал во второй четверти ХIХ столетия свои впечатления о посещении хакасской курганной степи минусинский окружной начальник и поэт Александр Кузьмич Кузьмин. Огромное количество курганов, разбросанных по степным просторам Хакасии, поражает воображение и поныне. Они могут быть небольших размеров и компактно располагаться большими группами, а могут достигать колоссальной величины и занимать целые долины, например, как “царские” курганы в знаменитой Салбыкской степи…

Прогулки по экспозициям “степных залов”

Особое впечатление производят каменные стелы, торчащие из земли у основания земляных насыпей курганов. Они действительно смотрятся как стражи, хранящие покой усопших. Это особенность местных курганов, которую не встретишь больше нигде. Курганы со стелами воспринимаются не просто как надмогильные сооружения, а как архитектурные комплексы, что указывает на их рукотворность. А обветренный и опаленный солнцем вид стел, покрытых лишайником, свидетельствует о глубокой древности скрытых под землей усыпальниц.

Поверхность многих таких стел испещрена загадочными знаками и рисунками, которые наносились с магическими и ритуальными целями. А иногда здесь можно встретить рельефные изображения трехглазых личин. Это переиспользованные изваяния, которые значительно древнее курганов, построенных в большей своей массе современниками скифов в VII — III веках до нашей эры. Рельефные же изображения были высечены еще на заре бронзового века, в начале II тысячелетия до нашей эры. Тогда люди, используя еще примитивные медные и бронзовые орудия, с особым искусством и любовью высекали на удлиненных каменных глыбах целые картины мироздания, где трехглазая личина, располагаясь в центральной части, являлась связующим звеном между силами верхнего, небесного мира и преисподней. Подобных древних идолов не увидишь больше нигде в мире! Именно с этих изваяний скопирован солярный знак, который венчает герб Хакасии.

Целые галереи картин из жизни древних обителей Хакасии и образы их религиозных взглядов представлены также на скальных выходах степных сопок и горных хребтов. Некоторые наскальные галереи уникальны и имеют общемировую известность. Это Сулекская, Боярские, Малоарбатинская писаницы, петроглифы на горах Оглахты и Куня, Хызыл хая и Изрыг таг. Надо сказать, что наша республика — один из немногих регионов, где по наскальным рисункам можно проследить историю развития изобразительного искусства с эпохи новокаменного века до этнографической современности.

Исследуя наскальные рисунки, в горах можно также наткнуться на еще один вид зрелищных памятников археологии — горные крепостные сооружения, называемые хакасами све (в переводе на русский — крепость). Обычно это каменная стена, сложенная из плит песчаника, которая огораживает вершину горы со стороны пологого спуска. Но есть в Хакасии целые укрепрайоны, где такие стены тянутся на километры. В этих горных крепостях местное население еще в бронзовом веке укрывалось от вражеских набегов.

В наших степях можно также встретить стоянки и пещеры, где проживали охотники на мамонтов, обнаружить древние обсерватории, уникальные и своеобразные могильники бронзового века, родовые склепы железного века, каменные курганы с высокими стелами, где покоятся останки средневековых воинов-батыров (не случайно они названы хакасами чаа тас, что переводится как камень войны), и многое другое. Словом, можно часами бродить по просторам Хакасии, как в музее, и изучать творения исчезнувших цивилизаций. Преимущество такого “степного музея” в том, что “экспонаты” здесь представлены в той среде, в которой они и создавались. Это позволяет “посетителю”, оставаясь один на один с этим древним культурным ландшафтом, в своем воображении без труда, как в машине времени, перенестись в глубь веков и тысячелетий.

Информации для создания экскурсий по этому “степному музею” в настоящее время накоплено огромное количество, так как история изучения археологических памятников Хакасии наиболее продолжительная в России, ведь именно здесь зарождалась российская археология. Это произошло зимой 1722 года, когда Д.Г. Мессершмидт и Ф.И. Страленберг в окрестностях села Абакано-Перевоз произвели первые в России раскопки могилы одного из курганов с целью научного познания. С тех пор усилиями многих поколений археологов изучены практически все известные здесь виды памятников. Многие из этих ученых входят в плеяду выдающихся российских и советских археологов. В процессе изучения выяснилось, что археологические материалы Хакасии значимы не только для изучения региональной истории, но и огромной части Евразийского континента. А некоторые памятники, особенно связанные с изобразительным искусством, раскрывают многие неизвестные страницы истории человечества в целом.

Рождение идеи

Идея превратить просторы Хакасии в музей под открытым небом и использовать многообразные и многочисленные археологические памятники в качестве туристического показа родилась еще в советские времена и принадлежит известным хакасским ученым археологам Л.Р. Кызласову и Я.И. Сунчугашеву. В 1986 году исполкомом Красноярского крайсовета был утвержден даже перспективный план музеефикации памятников археологии края до 1995 года. По нему на территории тогда еще Хакасской автономной области было решено музеефицировать 12 археологических объектов, в том числе такие знаменитые памятники, как Большой Салбыкский курган, Боярские и Сулекскую писаницы и комплекс археологических памятников на горе Сундуки. Но плану в эпоху перемен не суждено было сбыться.

В условиях постсоветского времени, с началом формирования рыночных отношений, замысел о развитии туризма на основе показа археологических памятников стал еще более привлекательным, особенно среди туристических фирм. С того времени с каждым годом набирает обороты туристическое использование археологических памятников. Все больше гостей республики знакомятся с нашими историческими достопримечательностями, тем самым больше доходов приносят турфирмы, а следовательно, возрастают поступления в бюджет. Все было бы хорошо, но у чисто туристического использования памятников один существенный недостаток — отсутствие лиц, ответственных за состояние памятника. Это то же самое, что запустить в музей посетителей в то время, когда там отсутствуют бабушки-смотрительницы, которые всегда непременно напомнят, что “экспонаты руками трогать нельзя”.

К настоящему времени бесконтрольное использование памятников уже привело к разгулу вандализма на многих уникальных объектах, например, по этой причине сейчас находится в аварийном состоянии Сулекская писаница, на которой уже невозможно различить многие средневековые изображения под надписями современников. До недавнего времени вездесущий турист-вандал “Вася” частенько захаживал на Большой Салбыкский курган, где он пометил своим пребыванием почти все каменные плиты. Сейчас на пороге уничтожения еще ряд памятников, которые интенсивно вводят в орбиту своей деятельности турфирмы. К великому сожалению, при развитии культурного туризма объекты культурного наследия посещают далеко не культурные туристы. При таком отношении к культурным ценностям использование археологических памятников Хакасии в туристических целях недопустимо. Необходимо организовывать контроль за их посещениями. Наиболее оптимальный вариант — это создание музея под открытым небом, который превратит объект археологии в предмет музейного показа, то есть произведет его музеефикацию. Такой музей как юридическое лицо будет нести персональную ответственность за музеефицированный объект, также он должен будет периодически проводить мероприятия по его реставрации, организовывать его научное изучение и так далее, то есть все то, что проводит обычный “музей под крышей” со своими музейными предметами.

Так как государственная охрана историко-культурного наследия находится в ведении министерства культуры Хакасии, то естественно, что проблема сохранения археологических памятников, вовлеченных в туристический бизнес, всегда была для него актуальной. Понимание, что решение этой проблемы лежит через музеефикацию объектов, сформировалось в министерстве практически изначально. Первым шагом в этом направлении было создание в начале 1996 года музея-заповедника в селе Казановка, у истоков создания которого стояли Л.В. Еремин и Л.П. Мылтыгашева. В рамках этого музея музеефицировано около 60 разновременных и разнотипных археологических объектов.

Также в начале 1996 года была принята программа по развитию культуры Республики Хакасия, в которую вошел целый раздел, посвященный туризму. Уже тогда были высказаны идеи создания системы музеев под открытым небом, развития этнокультурного и научного туризма, разработка различных маршрутов, в том числе и по Большому Саянскому кольцу, который потом успешно был реализован. В то время даже предполагалось создание специализированного совета по развитию туризма при министерстве культуры. Воплотить все задуманное, к сожалению, в силу ряда причин не удалось.

Программа действий

И все же от этих идей в министерстве не отказались, новое дыхание они получили с приходом на должность министра культуры Светланы Окольниковой. Первым делом был поставлен вопрос о решении проблемы сохранения, наверное, одного из самых известных памятников археологии Хакасии — Большого Салбыкского кургана, эксплуатировать который в качестве туристического объекта без контроля уже было невозможно. Весной 2007 года министерством был создан проект по созданию муниципального музея под открытым небом “Древние курганы Салбыкской степи”, который в том же году был реализован администрацией Усть-Абаканского района при финансовой поддержке госкомитета по туризму РХ. Хоть к настоящему времени и не решены все проблемы по становлению этого музея, но он работает. Осуществляется круглосуточная охрана памятника, проводится уборка территории, организуются экскурсии. В 2008 году наконец-то за руку был пойман неуловимый турист “Вася”, информация о котором незамедлительно была передана в правоохранительные органы. Вандал был задержан, он оказался невменяемым.

Понимая глобальность проблемы сохранения археологического наследия при развитии туристической деятельности в республике, министерство культуры Хакасии в 2008 году инициировало разработку проекта республиканской целевой программы по развитию культурного туризма. Разработчиком программы стал автор этих строк. Главной целью программы будет являться как раз создание музеев под открытым небом, которые стали бы костяком (по-научному — инфраструктурой) для развития культурно-познавательного туризма. Главной идеей программы стало создание в каждом муниципальном районе своего музея под открытым небом. При этом при каждом музее возможно строительство гостиничных комплексов для принятия туристов и пунктов общественного питания. На это все запланировано выделение районам субсидий из республиканского бюджета. Но для того, чтобы муниципалы стали участниками программы, необходимо, чтобы у них в районе был музей со статусом юридического лица и действовала подобная муниципальная программа и разработан проект музеефикации. Большая часть других программных мероприятий направлена на помощь муниципальным музеям.

Не останутся в стороне и республиканские музеи, в которых запланировано изменение старых экспозиций или создание совершенно новых. Под названием “Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009 — 2013 годы” программа была принята Верховным Советом Республики Хакасия и утверждена Законом Республики Хакасия от 08.12.2008 №83-ЗРХ. Подобная программа не имеет аналогов в Российской Федерации.

Воплощение

И вот в 2009 году министерство культуры приступило к реализации этой уникальной программы. Сразу возникли первые трудности в виде всемирного экономического кризиса, в связи с чем финансирование программы было урезано более чем на 1,5 миллиона рублей. Также несколько разочаровали муниципальные администрации, которые не смогли вовремя подготовить соответствующие документы.

И в то же время удивила и порадовала инициативность Таштыпского района. Музей в этом районе получил все необходимые документы буквально перед стартом программы. В этом в первую очередь заслуга руководителя управления культуры администрации Таштыпского района Елены Цыганковой. Она благодаря своим организаторским способностям и неутомимой увлеченной натуре в невероятно короткие сроки сумела подготовить необходимый пакет документов и, самое главное, убедить местные руководство и законодательную власть в необходимости выделения средств на муниципальную программу, направленную на популяризацию культурного наследия.

Таким образом, в 2009 году участником программы становится только один Таштыпский район, которому было выделено в качестве субсидии 300 тысяч рублей на проведение музеефикации уникальных Джебашской и Малоарбатинской писаниц. По проекту основная инфраструктура музея будет размещаться у Малоарбатинской писаницы, в которую войдут сторожка, туалеты, автостоянка. Также для повышения комфортности пребывания туристов при музее проектируется создание гостиничного комплекса в этностиле.

Наиболее весомым достижением в условиях муниципального бюджета является утверждение штатного расписания нового филиала в количестве семи штатных единиц. Первый и самый важный шаг по музеефикации Малоарбатинской писаницы сделан, и в 2010 году филиал таштыпского музея уже примет первых своих посетителей.

На средства республиканской программы в 2009 году в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова осуществлено обновление экспозиции зала “Древнее искусство Хакасии”, которая была создана еще в 1980 году. Основная идея обновленной экспозиции заключается в воссоздании историко-культурного ландшафта, в котором изначально располагались выставленные в зале изваяния и стелы с древними изображениями. В Хакасском национальном музее-заповеднике в селе Казановка начата работа по созданию экспозиционного комплекса “Хакасский аал”. По замыслу это воссоздание традиционного хакасского быта конца ХIХ — начала ХХ столетия. Предполагается создать целое хакасское селение — аал с постройкой различных типов традиционных жилищ — юрт и хозяйственных строений. Внутри юрт по научным публикациям и воспоминаниям старожилов будет воссоздан весь старинный интерьер с использованием подлинных технологий. Работники же музея, набранные в основном из местных жителей, будут вести традиционный уклад жизни, занимаясь скотоводством и народными промыслами и ремеслами. Посетитель такого экспозиционного комплекса будет полностью погружен в традиционную хакасскую культуру.

Невероятно, но факт — идея создания музеев под открытым небом в Хакасии, зародившаяся еще в далекие советские времена, в настоящее время наконец-то получает свое воплощение! В 2010 году на участие в реализации программы уже подали документы шесть муниципальных образований. Таким образом, процесс развития культурного и музейного туризма сдвинут с мертвой точки и постепенно набирает обороты. В свете новых приоритетов, расставленных председателем правительства республики Виктором Зиминым, реализация программы по популяризации культурного наследия является достойным звеном в цепи мероприятий по осуществлению приоритетного направления — развития туризма в Хакасии. И тогда действительно общеупотребительное словосочетание “Хакасия — музей под открытым небом” воплотится в реальность.

Вячеслав ТАРАКАНОВ,

главный специалист отдела-инспекции по охране культурного наследия

 министерства культуры Республики Хакасия

Коллаж Юрия СИРЕНЕВА

Похожие записи