Заслуженный артист Российской Федерации и Республики Хакасия, артист и доцент ХГУ Виктор Федорович Шлык отметил юбилей. 65 лет — время подводить итоги еще не пришло, но это прекрасный повод окинуть взглядом пройденный путь и поделиться с читателями воспоминаниями, размышлениями и мечтами.

– МОЙ путь к сцене профессионального театра начался в поселке Свобода Брянской области, — рассказал он накануне юбилея. — Я часто вспоминаю мою малую родину… Меня “лепила” родная природа: формировала слух и умение видеть, впитывать в себя красоту окружающего мира… Что такое театр, искусство, сельскому пареньку было неведомо, но он воспитывался на удивительных образцах “народного театра”: например, обыкновенная деревенская свадьба становилась ярчайшим театрализованным представлением. Все эти диалоги, плачи-причитания, веселье, выкупы, встреча гостей — все выглядело так, словно каким-то чудом ты оказывался в прошлом веке.Он с колыбели слушал пение своей мамы, голос которой был украшением любого застолья — керосиновая лампа гасла, когда она с легкостью брала самые высокие ноты. Ей баритоном подпевал отец, одаренный, глубокого ума и неуемного темперамента человек, простой водитель “полуторки”. Вместе с мамой они представляли великолепную, интеллигентную по духу пару. Видимо, для того, чтобы быть интеллигентным, не обязательно этому учиться (и не всегда можно научиться!), с этим нужно родиться. И родители остались для Виктора эталоном внутренней культуры.— Я много читал, и при тусклом свете лампы в моем воображении оживали герои романов. Только когда я учился в пятом классе, в деревню провели радио, и с этого момента благодаря передаче “Театр у микрофона” для меня открылся новый мир — мир музыки человеческих голосов.Оканчивая восьмой класс, Виктор Шлык уже окончательно был заражен “бациллой искусства”: ему хотелось быть одновременно и певцом, и драматическим артистом. Со своей “лесной” грамотой переступил порог Брянского культурно-просветительного училища, но там ему вежливо отказали — не прошел по конкурсу. Поступил в ПТУ, где обучался редчайшей специальности, сравнимой с профессией скульптора: формовщик-литейщик. Любопытно: сама атмосфера училища способствовала развитию не только профессиональных, но и эстетических начал. В этом учебном заведении была великолепно поставлена художественно-воспитательная работа. Ребят бесплатно водили в оперу, на балет, в театр. Театральный кружок в училище вела молодая актриса Лариса Хромова, и воспитанник ПТУ Виктор Шлык играл там Самозванца в отрывке из трагедии “Борис Годунов”, а параллельно занимался еще и в эстрадно-цирковом кружке.И даже во время службы в армии, в Подмосковье, он продолжил свой художественный ликбез: лучших солдат часто возили в театр на Малой Бронной, во МХАТ. Через год их роту командировали в город Горький, где он начал посещать студию народного театра при Дворце культуры Горьковского автозавода и вечернюю школу. Там же Виктор увидел спектакли Московского театра имени К.С. Станиславского — “Антигона” Ж. Ануя, “Трехгрошовая опера” Б. Брехта, многих звезд советской эстрады, знаменитого артиста цирка Олега Попова с “Парижской программой”. Любил посещать и художественный музей…— После армии я пошел на радиозавод. И на вопрос кадровика, где собираюсь учиться дальше, гордо выпрямившись, заявил: “В театральном институте!” Кадровик расхохотался, вызвал главного инженера, они посмеялись вместе… И меня взяли учеником токаря экспериментального участка, через три месяца защитил второй разряд. Там, на заводе, я встретил свою будущую супругу, Лидию Константиновну, родственную душу: она работала техником-конструктором, но тоже была “заражена” театром…В Брянском Доме офицеров был блестящий народный театр. Руководил им бывший главный режиссер областного драматического театра, заслуженный артист РСФСР А.Е. Белявский. Своим профессиональным глазом он увидел нечто в молодом токаре с завода, пришедшем попробовать себя в самодеятельном театре. И вот Виктор уже репетирует Петра в “Мещанах”.— А очень скоро руководитель предложил мне стать его помощником. И вот тут судьба, которая за руку привела меня к театру, оставила у распутья двух дорог: продолжать работать на заводе, выучиться на инженера и больше не помышлять о карьере артиста или написать заявление об уходе и следовать за мечтой?И Виктор Шлык использовал свой, такой неожиданный шанс: заведовал постановочной частью театра, выполнял функции администратора, играл роли. А через некоторое время Белявский сам посоветовал ему попробовать силы в профессиональном театре. Каждый год в конце сезона в Москву на “актерскую биржу” со всех театров Советского Союза съезжались режиссеры, директора и актеры, желавшие поменять место работы. С сомнением, не имея за душой ничего, кроме трех ролей на любительской сцене, поехал туда и Шлык и …был приглашен в город Рубцовск Алтайского края. Вот так сорок лет назад открылся для Виктора Федоровича мир профессионального театра.С тех пор прошли четыре десятилетия, наполненные бесценным опытом актерской работы… Интересные, незабываемые роли, множество образов, прожитые на сцене чужие жизни.– КАЖДЫЙ человек — это целый мир, — считает Виктор Федорович, — и я не уставал открывать новые миры. С жадностью копил впечатления. И однажды сделал для себя открытие: театром можно творить чудеса! Ведь еще Николай Гоголь сказал: “Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра”…  Вот уже восемь лет я являюсь доцентом кафедры народно-художественного творчества ХГУ, преподаю театральные дисциплины.В свое время по инициативе профессора, доктора филологических наук А.Л. Кошелевой Виктор Федорович преподавал студентам-филологам ХГУ историю театра. В перестроечное время трудился над речью будущих дикторов-комментаторов и подготовил три выпуска. Тогда по окончании обучения ребята даже получили “корочки”. И до сих пор институт филологии охотно сотрудничает с Виктором Федоровичем как со специалистом истории театра и преподавателем техники чтения. Сегодня он член лаборатории лингвокультурологической коммуникации под руководством доктора филологических наук И.В. Пекарской.Правда, студенты долго приглядываются к своему учителю, с трудом познают новый для них материал, размышляют, а нужно ли им это вообще? И только позже осознают, насколько этот предмет для них важен. Но наставник уверен: люди, серьезно относящиеся к своей “публичной” профессии, непременно продолжат работу самостоятельно, а нужное направление они получили. Ведь все специалисты гуманитарных направлений — это “публичные” люди, и театр может дать им навыки общения, поведения “на людях” и умения владеть собой.Стремясь к своей давней мечте возродить в стенах университета настоящий студенческий театр, Виктор Федорович создал театр монолога “Белый рояль”. Этот проект несколько отличается от традиционного театра: здесь на равных правах исполняются и монологи из классической драматургии, и звучит живая музыка великих композиторов, исполняемая на рояле.— “Белый рояль” — это мое детище, за которое я радею и делаю все возможное, чтобы оно росло и развивалось, — признается Виктор Шлык. — театр уже успешно выступал в художественной школе, в краеведческом музее (“Ночь в музее”), в республиканской библиотеке, в картинной галерее. Об успехе театра, взявшего “салонное” направление, говорят и отзывы прессы.

— Я мечтаю, — говорит он, — чтобы театральному искусству ребят учили с детского садика. Ко всем прочим навыкам они приобретут знания в области мировой культуры и искусства, которыми должен обладать любой человек. И я хочу, чтобы в театры ходило больше людей, как можно больше! Театр с людьми творит чудеса! Театр — это кладезь совершенства человеческого. Он несет много добра.

Ольга КЛЮКАС, студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова

Похожие записи