Среди ученых, внесших заметный вклад в развитие науки в Хакасии, есть еще немало тех, судьба которых неизвестна широкому читателю. Один из них — Петр Иванович Каралькин, крупный ученый-этнограф, директор Хакасского областного краеведческого музея в 1939 — 1941 годах, фронтовик, прошедший всю войну, заведующий сектором истории Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории в конце 1940-х годов прошлого века. Впоследствии — ведущий сотрудник Государственного музея этнографии народов СССР в Ленинграде.

Из Ленинграда — в Хакасию

В 1940 году состоялось большое событие. При прокладывании дороги у колхоза “Сила” начальник Дорстроя Купцов заметил необычные предметы. Он обратился в краеведческий музей, и Каралькин сразу оценил значение находок. Так началась эпопея с раскопками Ташебинского дворца — памятника архитектуры гунно-сарматской эпохи I века до нашей эры. Он располагался в междуречье Абакана и Ташебы, у деревни Чапаево. Ныне — это район Абакана. Раскопки проводились в 1941, 1944, 1945 годах сотрудниками Государственного исторического музея Л.А. Евтюховой и Минусинского краеведческого музея — В.П. Левашовой.

Именно Петр Иванович обратился с письмом к академику Василию Михайловичу Алексееву, крупнейшему филологу-китаеведу. Он послал в Ленинград эстампажи с черепицы дворца. Попросил перевести надпись. В фондах музея хранится ответное письмо выдающегося ученого, написанное 31 декабря 1940 года. Академик сделал дословный и стихотворный перевод надписи: это — благопожелание (10 000 лет “радости без горя”) “сыну неба” и его спутнице. Текст этот неоднократно использовался (и используется) в многочисленных исследованиях удивительного гуннского дворца.

Судьба Петра Каралькина характерна для судеб многих крестьянских детей советского времени. Он родился в деревне Елтошь Алтайского края в 1908 году. Учился на курсах по ликвидации безграмотности, на рабочем факультете Томского государственного университета, а в 1934 году окончил Ленинградский институт народов Севера при ЦИК СССР. Работал инструктором в советских органах Новосибирска, учился в аспирантуре, а затем занимался научной работой в Ленинградском музее этнографии, в отделе Сибири. Вот оттуда он по направлению Наркомпроса РСФСР был направлен в Хакасию директором музея.

И 1 сентября 1939 года приступил к работе в Абакане. О его многообразной деятельности рассказала на научной конференции Татьяна Феоктистова, директор Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова. В докладе под характерным названием “Посланник судьбы” приводятся воспоминания Петра Ивановича о первых шагах:

“Музей был размещен в деревянном доме, площадью 90 квадратных метров, вещи хранились в деревянной юрте, засыпанные песком и пылью. Отдел природы был заполнен чучелами животных, вещей почти не было, кроме археологических предметов. Передо мной стояла главная задача — к 10-летию образования области (1940 год) в музее показать основные достижения региона. О положении музея написал в газету “Советская Хакассия”, заострив вопрос об юбилейной экспозиции и кто должен помогать музею. Был в обкоме комсомола Хакасии, затем у председателя облисполкома Н.П. Межекова. В начале 1940 года состоялось решение облисполкома, согласно которому музей получил помещение во Дворце культуры…”

Именно там, в нынешнем Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева, под руководством Петра Ивановича Каралькина стал создаваться профессиональный музей. По его инициативе крупные организации того времени — “Хакасзолото”, “Хакасуголь”, “Хакаслес” — оказали помощь в изготовлении необходимых стендов, шкафов, нужного оборудования. По его заявке Ленинградский музей этнографии выслал 16 манекенов. Сцены с манекенами, одетыми в национальные исторические одежды, были сделаны настолько убедительно, что, по воспоминаниям очевидцев, с ними посетители пытались заговорить. Уже в первый год работы Каралькиным было собрано более 600 предметов музейного значения, среди них — геологическая коллекция, комплект церковной утвари, 25 томов архивных документов, образцы национальной обуви, рукавиц, шитья. Был образован библиотечный фонд, оформлена юбилейная выставка “Хакасия за 10 лет”.

На выставке демонстрировались достижения промышленности, сельского хозяйства, культуры области. Не забыта была и история древнего края, оформлена постоянная экспозиция “Древняя история Хакасии”, где директор превращался в экскурсовода. Публиковались статьи в газетах и сборниках, проводилось описание экспонатов, уточнялись названия.

— Нужно отметить, что в Хакасии в то время многие архивы XIX века оказались беспризорными, — говорит Татьяна Феоктистова. — Среди населения ходили разговоры, что церковные архивы в Аскизе использовались на обертки продуктов. Петр Иванович зимой съездил в Аскиз на открытой грузовой машине, нашел архив и книги XVIII — XIX веков в полусарайном помещении. Также Каралькин взял на себя ответственность в оформлении и передаче из Минусинска архивов Абаканской, Аскизской, Койбальской, Кызыльской степных Дум. При Петре Ивановиче Каралькине областной музей стал приобретать профессиональный вид.

Фронтовик, ученый

Весть о начале Великой Отечественной войны он встретил на археологических раскопках. 23 июня 1941 года к нему приехал завхоз музея и вручил мобилизационную повестку. Вначале он был заместителем политрука, потом командиром отделения инженерных войск, сотрудником дивизионной газеты. Но и на фронте Петр Иванович не забывал о музее. В его блокнотах в короткие минуты отдыха появляются тщательные прорисовки орнаментов хакасской национальной одежды, записи пояснительных текстов. В письмах к Варваре Павловне Левашовой он интересовался судьбой музея. И радовался, получая, например, весной 1943 года, известие: “Сейчас музеем заведует ленинградский профессор Савчук, экономист, историк. Отделы природы и истории восстановлены почти в том же виде, как и при вас. Отдел социалистического строительства откроется к 1 Мая. В нем прибавилось порядочно нового материала, оборудуется он в одном стиле с новой мебелью, на щитах, затянутых холстиной, разукрашенных хакасским орнаментом. По возможности военного времени получается очень недурно. В Абакане сейчас живет московский этнограф, профессор С.А. Токарев. Он является добровольным консультантом музея…”

Петр Иванович Каралькин прошел всю войну. Вернувшись в Хакасию после демобилизации, в начале января 1946 года становится заведующим сектором истории Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Летом он уже руководит экспедициями в Аскизский и Ширинский районы. Результатами стали публикации, материалы для монографий. Фонды Хакасского музея пополнились новыми экспонатами — модель старинной детской люльки, сошник от плуга, зарисовки домов, резьбы карнизов с указанием имен мастера, строителя, даты постройки, сведения о поселениях, предметы русской этнографии.

Одно из направлений научной деятельности — изучение истории города Абакана — открылось трудами П.И. Каралькина. Он собирает материалы о прошлом села Усть-Абаканское, о первых знаменательных вехах в развитии города. В 1949 году по просьбе государственного научного издательства “Большая Советская энциклопедия” пишет статью об Абакане. Заканчивает Петр Иванович Каралькин ее оптимистическими строками: “Окончание строительства Южно-Сибирской дороги, освоение несметных естественных богатств области умножит экономический и культурный потенциал города Абакана”. Статья о столице Хакасии появилась в первом томе Большой Советской энциклопедии.

К сожалению, его “Материалы к истории г. Абакана”, хранящиеся в ХакНИИЯЛИ, до сих пор не опубликованы.

В 1949 году П.И. Каралькин поехал в Ленинград на учебу в аспирантуру Института народов Севера, где защитил кандидатскую диссертацию на тему “Расселение и племенной состав хакасов в VIII — XIX веках”. Его пригласили на работу в Государственный музей этнографии народов СССР, где он плодотворно трудился. Но никогда не забывал о годах, проведенных в Хакасии, поддерживал связь с учеными, приезжал в наши края.

Много лет он дружил и переписывался с первым хакасским профессиональным художником Григорием Алексеевичем Аткниным. Нельзя не отметить взаимовлияния художника и ученого. Некоторые работы живописца, отмечает искусствовед Ирина Кидиекова, носят этнографический характер. В свою очередь, на рисунках ученого сказались уроки Г.А. Аткнина. В ХНКМ имени Л.Р. Кызласова хранится, например, портрет поэта-воина, нашего земляка Георгия Суворова, написанный Петром Ивановичем.

Во многих публикациях П.И. Каралькин возвращался к материалам, посвященным Хакасии. Среди них статьи, напечатанные в журнале “Сибирские огни” в 1950 — 1960-х годах: “Поэты Хакасии”, “Заметки о хакасской литературе”, “Сибирские рисунки художника В.П. Петрова”, “Художник шелковой кисти” (о вышивальщике портретов Г.А. Аткнине)”, “Этнографическая коллекция Феликса Кона”. И конечно, много работ П.И. Каралькин публиковал в научных журналах и сборниках. Умер он в 1990 году.

— Архивные материалы Петра Ивановича еще ждут своих исследователей, — говорит Татьяна Феоктистова. — Но уже сегодня очевидно, что он заложил основы профессиональной музейной деятельности в Хакасии, содействовал сохранению исторической памяти региона. А его научные исследования позволили воссоздать традиционную материальную и духовную культуру народов, проживающих в нашем крае.

Алексей АННЕНКО

Похожие записи