Переезд Хакасского национального краеведческого музея в новое здание — культурное событие не года, не десятилетия даже. Многие знающие историю люди назовут его эпохальным и будут правы.

Ведь ещё несколько лет назад казалось, что главный музей респуб­лики и далее будет ютиться в приспособленном помещении, заявленном при строительстве как гастроном. Однако — случилось! И сначала глава Хакасии Виктор Зимин презентовал музей для самых высоких гостей и получил от них уважительные оценки. Теперь мы располагаем уже мнениями специалистов музейного дела.
— Здание феерическое, поражающее воображение, оно непременно станет культурной основой, вокруг которой будут строиться все важные события в Хакасии, — эти слова Сергей Узянов, заведующий сектором современных технологий и маркировки музейных предметов Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, сказал на открытии семинара «Современные технологии, обеспечивающие учёт, сохранность и безопасность культурных ценностей», состоявшегося в республике в начале октября. На нём бахрушинцы, как и другие лучшие эксперты в деле научно-фондовой работы из Эрмитажа, Государственного музея керамики и музея «Усадьба Кусково XVIII века», обучали работников музеев Хакасии, Тувы, сопредельных территорий Красноярского края множеству инновационных методик, которые ныне обязательно должны применяться в деле хранения коллекций.

Новая жизнь достояния республики

По времени семинар совпал с окончательным переездом Хакасского музея в современное здание. Буквально в эти же дни предмет особенной гордости республики — коллекция, насчитывающая 146 тысяч экспонатов, — переехала туда, где её ждёт совершенно новая жизнь. Другими словами, достояние респуб­лики, размещённое прежде в кладовых и подвалах старого здания, должно наконец-то выйти из сумрака, представ перед глазами посетителей музея в качестве выставочного экспоната. Чтобы это произошло, необходимы большая работа и множество новых знаний.— Конечно, главная цель, которую мы преследовали, подавая заявку на грантовую помощь, связана с нашим эпохальным переездом. Новое здание, особенные площади, большие современные фондохранилища — для того, чтобы правильно организовать и обустроить музейное пространство, нам необходима была помощь, — говорит заместитель директора музея по научной работе Инна Худякова. — Наше участие и победа в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» для нас огромная удача. Такая победа — самая высокая планка для любого специалиста, работающего в музеях России. Ежегодно на конкурс подаётся около 300 заявок из всех регионов, эксперты выбирают лучшие проекты. В этом году в числе трёх проектов-победителей был назван и наш. Эксперты высоко оценили его, предоставив нашему музею возможность провести обучающий семинар не только для наших сотрудников, но и работников всех музеев Хакасии, Тувы, Красноярского края. Около сотни специалистов слушали лекции ведущих музейных экспертов, принимали участие в практикумах. Вообще брали «на карандаш» каждое слово. В какие-то моменты, когда дело доходило до практических советов, у наших музейщиков буквально «ручки дымились» — так важно было им записать каждое слово.

И на самом деле, записывать дословно стоило. Впрочем, было интересно и слушателям — разве могла я предположить, что когда-нибудь сам Алексей Богданов, которого прежде только по телевизору на канале «Культура» видела, будет рассказывать мне о том, как обеспечивается безопасность фонда одного из величайших музеев мира? А он, заместитель генерального директора Эрмитажа, рассказывал, и не только об этом. Живо и интересно объяснял, как работает служба безопасности Эрмитажа, каким образом сотрудники допускаются к месту работы, о современной биометрической системе распознавания личности по 3D-изображению лица.

Про иранскую вазу и борьбу с тараканами

— Ни одна система — будь то сигнализация, 3D-распознавание, датчики движения и прочие механизмы — нарушителей не ловит. Помогает — да, очень помогает, но в любом случае приоритетным остаётся человеческий фактор. Если служба безопасности зевнёт — а я как кандидат технических наук утверждаю с полной уверенностью, что любой датчик можно обмануть, — то нарушение может быть совершено. Поэтому, даже используя самые современные средства охраны и наблюдения, необходимо изучать и людей, — разъяснял Богданов слушателям. И подтверждал истории примерами:— Трудно поверить, но случается, что произведения искусства похищают из витрин под сигнализацией, выносят из музея, который оборудован системой видеонаблюдения, и … крадут, да, крадут. Лет двадцать назад у нас была история со старинной вазой иранского стекла (практически, первое стекло на земле, одна из первых ваз, то есть очень дорогой экспонат). Унесли её с выставки, обесточив сигнализацию, вышли из музея. В общем путь их благодаря камерам смогли проследить вплоть до Московского вокзала — но смысл? Ваза исчезла, и лишь через десять лет её обнаружили в одной из коллекций на Украине и смогли вернуть в музей. Таким образом, я ещё раз заостряю внимание на том, что наше с вами музейное дело не терпит людей случайных. И в фондах, и в системе безопасности, и в технических отделах должны работать преданные профессии люди. В таком случае всё будет идти правильным путём.Вообще служба безопасности в любом музее — дело особенное. Важна не только наблюдательность, необходима особенная психологическая подготовка, помогающая определить нарушителя в толпе посетителей. Как? Ну все вы знаете, что человек, задумавший совершить правонарушение, ведёт себя иначе. Определить такого важно вовремя, пока фатальное не произошло. В Эрмитаже, например, распространённый вид правонарушений — карманные кражи или лжеэкскурсоводы. Не пускать таких в музей мы не имеем права — люди купили билет и вправе находиться здесь. Выход другой — если тараканов нельзя извести, нужно сделать их жизнь невыносимой. Соответственно, сотрудники службы безопасности просто будут идти рядом с карманником или мошенником до тех пор, пока он не поймёт, что находится в зоне пристального внимания.Конечно, я вырвала из контекста интересные примеры из жизни Государственного Эрмитажа, о которых Богданов рассказал вскользь. На самом деле у этого музея отработанная в течение длительного времени система безопасности коллекций, пожарной безопасности, энергосбережения — и именно на этом был сделан акцент обучающего семинара. Работники музеев Хакасии получили конкретные рекомендации по этим направлениям.

Штрихкод как элемент современности

Сотрудники же театрального музея имени Бахрушина учили совершенно новому.— Мы много слышали о технологии комплексной системы маркировки культурных ценностей, но как это делается, не знали, — говорит победитель грантового конкурса 2017 года на поддержку программ межмузейного сотрудничества программы «Музейный десант» благотворительного фонда В. Потанина» Инна Худякова. — Между тем федеральным законом предписано внедрение этой технологии во всех музеях. Государственный Эрмитаж и музей имени Бахрушина стали экспериментальными площадками, где начата маркировка музейных предметов. С помощью специальной аппаратуры на каждый из них наносится штрихкод (совершенно незаметный для посетителей), который считывается с помощью ультрафиолета. В нашем музее ещё только предстоит это сделать, и специалисты на практике показали нам, как это реализуется, для чего необходимо.Совершенный аншлаг на семинаре возник на занятиях Ирины Проворовой, энтомолога биологической лаборатории Государственного научно-исследовательского института реставрации, специалиста по обеспечению сохранности музейных предметов отдела научной реставрации Государственного музея керамики, музея «Усадьба Кусково XVIII века», ведь если современные технологии мы только внедряем, то вредители разного рода в музеях уже есть. О том, как правильно с ними бороться не повреждая предметы коллекций, Ирина Николаевна рассказывала очень интересно, и специалисты музеев записывали каждое слово эксперта, которое пригодится в дальнейшей работе.

— Этот семинар был необходим нам, не побоюсь этих слов, как воздух. Он дал направление нашей работе по обустройству новых помещений музейно-культурного комплекса, по внедрению современных технологий, без которых сегодня невозможна жизнь и работа любого музея, — отметила Инна Худякова. — По сути, он не завершился, наши партнёры и учителя продолжают дистанционно консультировать специалистов из Хакасии, что, конечно же, очень важно для музейной системы Хакасии.

Елена АБУМОВА

Похожие записи