На имя главы Хакасии Виктора Зимина пришло письмо из Эрмитажа. Дирекция музея просит поблагодарить от его имени “замечательный коллектив резчиков по дереву, проживающий в селе Таштып”. По заказу музея художники мастерской “Сибирские узоры” изготовили из ценных пород дерева серию копий знаменитых произведений живописи. Эти работы нашли свое применение в рамках программы “Прошлое на кончиках пальцев”, по которой занимаются воспитанники петербургских школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, изучающие историю и искусство.

Рыбак рыбака…

НАДО сказать, что увиденные впервые произведения таштыпских мастеров несколько ошарашивают обывателя, имеющего стандартные представления о резьбе по дереву. Шишки, птички, рыбки, узоры — что еще может быть предметом изображения на таких работах? С этого, с самых прикладных вещей, в общем когда-то давно, лет 17 назад, и начинали несколько резчиков, объединенных в бригаду Александром Исаковым, ныне депутатом Верховного Совета Хакасии. Он, судя по впечатлениям от общения с ним да и по результатам его деятельности, человек неуемной энергии, воображения, фонтанирующий идеями, а самое главное — творческой души. Поэтому с него, пожалуй, и следует начать знакомство с удивительным коллективом, которым Хакасия с полным правом может гордиться.

В ТАШТЫП, на свою родину, Александра Исакова лет уже 30 назад привезла супруга. К творческой жизни он приобщился еще в детстве. Отец был геологом, а что это за люди — всем известно. Дух искателей, дух своеобразного братства и творчества заложены в их профессии изначально.

— Отец всегда брал меня с собой в поле, — вспоминает сегодня Исаков. — Мы с ним и в маршруты ходили, и в палатках сидели. А сколько красоты видели!.. И закаты, и тайга, и горы, и звери… И трудности были. А ведь это все формирует личность. А кроме того, он был очень интеллигентным, считал, что образованный человек обязательно должен уметь и рисовать.

— Нас, четверых детей, — продолжает Александр Вадимович, — усаживал вечером за стол, ставил перед нами лампу: “Рисуйте!.. Смотрите, откуда тень падает, где светлее, где темнее, какие пропорции”. Он нам всего Джека Лондона прочитал, всю классику…

Рисует Александр Исаков до сих пор. Дома у него всегда наготове стоит мольберт, а на нем один, два, три эскиза. В основном это, конечно же, не перестающая удивлять красотой природа (особенной, как живой, у Исакова получается вода — кажется, вот-вот зажурчит ручей, зашумят потоки, сдвинется трепещущая гладь). Пишет и колоритные лица своих земляков. В Таштыпе, как говорит он, “много заточенных на творчество людей”. И они тянутся друг к другу, “кучкуются”.

— Вот мы и создали такую артель, — подводит он черту под своим рассказом об истории создания мастерской.

Вперед — и никаких гвоздей!

САМО СОБОЙ, двигала резчиками не только любовь к искусству. Время было сложное, надо как-то выживать, кормить семьи — зарабатывать. Работы прикладного характера понемногу реализовывались. Встать на ноги очень помог в свое время и грант, выигранный мастерской в конкурсе, который проводила служба занятости республики. Первое оборудование, инструменты были закуплены как раз на те деньги. Более десятка умельцев получили работу и надежду на будущее.

Но художники не были бы художниками, если бы не выставляли свои творения. Здоровая доля честолюбия просто необходима для саморазвития и движения вперед. Так от выставки к выставке о резчиках из Таштыпа узнавало все больше людей, да и сами они все более совершенствовали свое мастерство. Переносить в пространственную плоскость в дереве они начали не только собственные картины, но и всемирно известные полотна. Не сразу все получалось. Но за те 17 лет, что существует мастерская, уже десять раз ее резчики становились лауреатами конкурса “Сто лучших товаров России”. В 2006 году мастерской “Сибирские узоры”, получившей на тот период звание лауреата семь раз, вручили хрустальный кубок “Лидер качества России”. Это был первый такой кубок в истории конкурса в номинации “Изделия народных и художественных промыслов” (второй лишь в 2010 году получила “Хохломская роспись” из Нижегородской области).

Такое признание вполне понятно.

— Продублировать в дереве произведения мировой живописи — это же ноу-хау, — считает Александр Исаков, — такое даже в голову никому раньше не приходило. А мы попробовали. И это стало интересно не только нам. Практически это решение инженерной задачи: на глубине примерно пять сантиметров в куске дерева разместить всех персонажей картины и при этом сохранить идею художника, передать все оттенки выражений лиц, движений, настроения… Мастерство филигранное! Причем резчику приходится работать без права на ошибку. Одно неточное движение резца, срезал лишнее, и картина уже испорчена — ничего не поправишь…

Самородки

О своих мастерах, их около 20, Александр Вадимович говорит с большим уважением. Почти о каждом: “Талант!” Володя Базаров из Абазы, Михаил Кызылчаков из Таштыпа, Владимир Дубровин из Матура…

— Ачитаев Иван — очень интересный резчик!.. Антон Овдин, учится сейчас в Абакане в ХГУ. С седьмого класса резьбой занимается. Думаю, будет следующим лауреатом России, — представлял нам Исаков авторов и их работы, которые находятся на выставке в районном краеведческом музее.

Эта передвижная экспозиция “Мастера земли таштыпской” побывала уже во многих городах России, в том числе и в столице. Произведения резчиков видели (и восхищались ими) во Франции и Америке. За выставку в Вашингтоне резчики дважды, в 2003 и 2004 годах, получали золотую медаль “Golden Galaxy”.

Руководителю как натуре творческой чувства подопечных понятны изнутри, общаются на одном языке, вместе решают художественные и производственные вопросы.

Кроме резьбы все также и живописью занимаются. И отсутствие специального образования здесь не помеха. В Суриковском институте в Москве учился Роман Можаев, но бросил.

— А зачем мне “корочки”, — говорит он, — что нужно, я там взял…

Имеет звание народного мастера, лауреата всероссийского конкурса, его работы побывали за границей…

Но останавливаться на достигнутом “Сибирские узоры” не намерены. Если когда-то начинали с изготовления часов, гардин, утвари, то сегодня из ценных пород дерева, кроме картин, пробуют делать эксклюзивные модели кроватей, столы, стулья. Такая мебель — произведения искусства, которые, окажись они в доме, наверняка будут передаваться из поколения в поколение.

Есть у Исакова еще идея создать центр художественной обработки кедра (а на его базе школу резчиков), который был бы вполне конкурентоспособен рядом с такими известными брендами, как “Гжель”, “Палехская роспись”, “Вологодские мастера”, и другими.

— У нас есть все, — уверен Александр Исаков, — чтобы сделать такой центр в цветущем талантами Таштыпе, — сырьевая база, художники, признание… К тому же это были бы и новые рабочие места. Можно участвовать в конкурсах, выставках, выигрывать аукционы и зарабатывать деньги. В конце концов надо ломать стереотип, что богатым и известным художник может стать только после смерти. Талантливые люди должны жить достойно не завтра, а сегодня.

Ольга КАРАЯНИДИ

Абакан — Таштып — Абакан

На правах рекламы

Похожие записи