Иногда так бывает — выходишь из зрительного зала и ещё долго находишься под чарами волшебной истории, развернувшейся на сцене. И кому же, как не сказочникам, творить это самое волшебство? Хакасский национальный театр кукол «Сказка» вновь удивил своих зрителей. На этот раз завораживающей историей французского художника испанского происхождения Пабло Пикассо.

Уверенной, пружинистой походкой в зрительный зал входит молодой режиссёр, в очередной раз приехавший из Санкт-Петербурга для работы над спектаклем по собственной пьесе. Чакчи Фросноккерс — а именно так его зовут — внешне спокоен. Актрисы в чёрных костюмах уже на сцене — репетируют движения в сцене «Дети Пикассо». До премьеры всего пара дней, а работы ещё очень много. Но никого в театре это не пугает. Все пожимают плечами: «Не впервые».
Даже уже в эскизах рождающегося спектакля появляется некое волнующее предвкушение. Пожалуй, предпосылкой к этому стало знакомство с преды­дущей работой Чакчи на сцене театра «Сказка» — спектаклем «Мария Стюарт», который он поставил прошлым летом для фестиваля «Чир Чайаан». Руководство театра приняло во внимание восхищённые отзывы зрителей и снова сделало ставку на Чакчи. И не прогадало.

Премьера «Пикассо-Буфф» состоялась в международный день театра кукол 21 марта. В качестве приятного эпиграфа к спектаклю в фойе на стенах и потолке развешаны полотна художника. Что же, неплохая подготовка зрителей, не слишком близко знакомых с творчеством Пикассо. Впрочем, постановка это исправит. Она рассказывает не только о его работах, но и о личной жизни. Картины Пабло, который сам появляется в образе задумчивой куклы, действительно оживают на сцене. В самом прямом смысле. Кажется, будто гениальный художник отыскал волшебные краски и принялся рисовать ими на подмостках театра. Режиссёр, как и сам художник, искусно убирает из композиций всё лишнее, делая акцент на эмоциональности и динамике. Именно динамика играет решающую роль в работах знаменитого основателя кубизма. Здесь и бык, и «Три музыканта (с собакой)», и «Авиньонские девицы», соблазнительно качающие бёдрами в такт одурманивающей музыке. О, музыка! За невероятную палитру ритмов стоит сказать отдельное спасибо музыкальному оформителю Полине Найдёнцевой. Сам спектакль ненавязчиво, но уверенно, словно яркая карусель, остановить которую уже невозможно, увлекает зрителей в мир художника Пикассо. Нет ни единой «чужой» мысли. Всё внимание полностью приковано к происходящему на сцене. Пытаешься разгадать каждый жест и движение, каждый символ. Полное погружение. «Пикассо-Буфф» — это красочная, музыкальная, динамичная, очень многогранная головоломка, которую разгадываешь на протяжении всего спектакля. И даже если зритель не был поклонником творчества художника, он, вероятнее всего, им станет. Такова была тайная задумка режиссера? Быть может. — Гении всегда вдохновляют. Мы сделали спектакль по мотивам картин великого Пабло, чтобы немного «вырасти» самим. Это важный эксперимент, когда театр кукол начинает взаимодействовать с живописью. Получится или нет? Необходимо сделать не хуже, «оживить» картины и подключить скрытые резервы, которые в них таятся. В этом была сложность. Мне кажется, что мы справились. В первую очередь, тут огромная заслуга нашей команды: актёров, цехов, художника Ульяны Елизаровой и хореографа Александра Лялюшкина. Я думаю, что работа была приятной и увенчалась успехом, — отметил Чакчи Фросноккерс.

И только на следующий день после премьеры, когда эмоции поутихли и спала пелена сказочных чар, понимаешь — это было восхитительно! Одним словом — гении.

Юлия РОЖКОВА

Похожие записи