Как обустроить уникальный музей из хакасской глубинки? В конце ноября в муниципальном музее села Полтаков Аскизского района прошёл научно-практический семинар по вопросам сохранения и музеефикации памятников наскального искусства. Сегодня расскажем о том, какие вопросы были подняты на упомянутом форуме и почему местом его проведения

был выбран именно Полтаковский музей под открытым небом «Хайа хоос».

Не переоценивать, но ценитьНапомним, что главным организатором семинара, посвящённого 75-летию со дня рождения археолога Бориса Пяткина, выступила Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства(САИПИ). В 2014 году специалисты этой общественной организации в рамках проекта «Листы каменной книги — новая жизнь музея рисунков на курганных плитах в селе Полтаков» начали работу поизучению и сохранению коллекции музея. Руководитель проекта — Елена Миклашевич, преподаватель кафедры археологии Кемеровского государственного университета, вице-президент САИПИ:— Нигде в мире нет аналогичного музея, так как феномен наскального искусства на курганных плитах характерен именно для Хакасии. Тем не менее, несмотря на свою уникальность, созданный 25 лет назад музей так и не стал популярным и процветающим. Тому много причин: не очень удачная экспозиция, отсутствие информации, а ещё и потому, что посетители просто не видят большинства изображений из-за плотно покрывающих плиты лишайников. Поэтому основная наша цель — повышение туристической привлекательности стеллария, представляющего бесценную коллекцию древнего искусства.

Музей в селе Полтаков основан в 1989 году по инициативе археолога Д.Г. Савинова. Проект стеллария создан архитектором А.В. Угужаковым. В 2003 году музей получил статус муниципального. Здесь экспонируется коллекция из 93 курганных плит с изображениями диких и домашних животных, фантастических существ, воинов, всадников, шаманов, а также абстрактных мотивов, знаков, тамг, есть и руническая надпись. Всего «читаемых» рисунков (петроглифов) — около тысячи, самым ранним не менее четырёх тысяч лет.

Сохранить ради будущегоВ июле и августе осуществлялся первый этап работы по проекту «Листы каменной книги». Проводилось изучение, копирование и фотофиксация древних изображений из коллекции музея. По специальной методике, с участием реставратора, плиты расчищались от лишайника, проводилась биоцидная обработка камня. Полностью были расчищены от лишайника 22 плиты, а это значит, что на них процесс разрушения камня остановлен, рисунки «открылись» и для посетителей, и для исследователей. Уже на очищенных плитах были сделаны открытия: выявились новые изображения и значимые детали на ранее известных.В этой работе принимали участие добровольцы — члены САИПИ из разных городов Сибири, студенты Кемеровского государственного университета, представители музейных и других культурно-просветительных учреждений нашей республики. Одним из инициаторов, авторов и активнейших участников проекта, к примеру, стал кандидат исторических наук, исполняющий обязанности заместителя руководителя аппарата правительства Хакасии Леонид Ерёмин. По его инициативе лежавшие на земле плиты приподнимались на подставки, устанавливались информационные таблички, разрабатывалась концепция развития музея.— Полтаков, — говорит Леонид Ерёмин, — обладатель самого интересного, самого лучшего, самого эффектного музея наскального искусства в пределах Сибири. Мне это всегда согревает душу. Республика в последние годы уделяет большое внимание поддержке и развитию национальной культуры. Замечательно, что Полтаковский музей стал в авангарде этого направления. Ни один из десяти археологических музеев Хакасии пока ещё такой поддержки не получал. Но я надеюсь, что тема, заявленная в проекте — «Новая жизнь музея наскального искусства», — будет как эстафетная палочка передана и другим музеям, для того, чтобы у Хакасии была возможность, с одной стороны, наполнять сердца наших жителей гордостью, а с другой — цивилизованным образом представлять себя мировому сообществу.С сентября по ноябрь продолжался второй этап проекта: на специально сооружённые платформы из плитняка были подняты пять расчищенных плит с наиболее древними и ценными изображениями, установлены информационные стенды. Продолжалась и исследовательская работа по изучению коллекции. Например, в архиве Института археологии Москвы по отчётам археологов собирались сведения о происхождении плит в коллекции музея.

Благодаря проекту «Листы каменной книги» в Полтаковском стелларии появился специальный раздел — выставка, рассказывающая об искусстве на курганных плитах Хакасии. Среди экспонатов есть и крупноформатная фотография интереснейшей композиции, найденной в 2011 году на кургане в Усть-Абаканском районе автором этих строк.

Торжественное открытие части обновлённой экспозиции стеллария и научно-практический семинар прошли 21 — 22 ноября. В рамках этого события состоялся и круглый стол по проблемам и перспективам развития Полтаковского музея. Эксперты в области изучения наскального искусства, представители музейного сообщества и туризма живо и эмоционально обсуждали перспективы дальнейшей работы по модернизации музея и возможностей привлечения средств на её выполнение. О том, как сохранить коллекцию курганных плит и уберечь их от обрастания лишайниками, как сделать экспозицию музея более интересной и познавательной, как наилучшим образом визуализировать изображения на плитах. В итоге долгих дискуссий пришли к выводу, что решить задачи сохранения и наилучшей презентации имеющегося музейного собрания может только скорейшее возведение над древними каменными плитами специального здания (павильона или навеса). Полемика шла и о возможности такого строительства, и об его архитектурно-художественном решении. Перемещение уникальной коллекции под крышу откладывать больше нельзя, если мы хотим сохранить бесценные произведения древнего искусства для наших потомков — таков был единодушный вывод участников круглого стола. Отдельной темой прозвучали предложения о необходимости расширения в музее образовательных программ.

Грани проблемы и пути решения

Круглый стол, на котором планировалось решить дальнейшую судьбу Полтаковского музея, перерос в бурное обсуждение более широкого спектра проблем — по поводу сохранения, экспонирования и туристического использования памятников наскального искусства Хакасии в целом. Говорилось о том, что давно пришла пора всерьёз озаботиться на государственном уровне сохранностью того, что составляет нашу с вами гордость.— Нацеленность не на сохранение, а на использование памятников характерна для большинства музеев под открытым небом в Хакасии, — подчеркнула Елена Миклашевич. — Музеефикация зачастую отождествляется только с туристической эксплуатацией объектов. Между тем во всех научных и государственных определениях этой деятельности на первом месте стоит именно «сохранение». К сожалению, ни на одном музеефицированном памятнике не была проведена профессиональная оценка состояния его сохранности, не просчитывалась сама возможность посещаемости и оптимальная посетительская нагрузка. Не существуют и программы сохранения, между тем как все памятники нуждаются в консервации и реставрации, а некоторые находятся в аварийном состоянии. Туристическое использование в обязательном порядке должно предваряться проведением консервационных мероприятий и подготовкой объектов показа к интенсивному посещению.С этим согласен и Леонид Ерёмин. По его мнению, в таком важном деле следует учитывать всё, даже создание банальных дорожек для туристов. Посещение памятника неизбежно связано с его разрушением, но правильной организацией можно минимизировать наносимый вред.Проблем у недавно созданных в Хакасии муниципальных музеев под открытым небом на самом деле предостаточно. К сожалению, их организаторы и руководители мало знакомы с мировым опытом музеефикации и сохранения памятников наскального искусства. Возникающие трудности решаются «доморощенными» способами, методом проб и ошибок, что часто идёт во вред памятникам. А ведь существуют научно обоснованные способы обустройства и оформления территории, организации условий для лучшего обзора, регулирования маршрутов, ограничения непосредственного контакта с петроглифами.Многие музеи под открытым небом уже давно прошли этот тернистый путь и выработали оптимальные способы сохранения памятников наскального искусства в условиях их экспонирования публике. Участники и эксперты проекта «Листы каменной книги», с восхищением относясь к той активной деятельности по музеефикации объектов археологического наследия, которая происходит в Хакасии, выразили при этом надежду, что она все-таки будет осуществляться в соответствии с мировым опытом в данной области и научно разработанными принципами музеефикации. Президент САИПИ, профессор кафедры археологии Кемеровского государственного университета Ольга Советова заверила:

— Специалисты, члены ассоциации всегда готовы осуществлять научно-методическую и практическую помощь хакасским музеям наскального искусства. Что же касается Полтаковского музея, то формальный срок окончания проекта не означает его прекращения. Важнейшая работа по превращению уникального музея искусства на курганных плитах в музей мирового уровня будет нами обязательно продолжена.

Сергей АМЕЛИН

Абакан — Аскизский район — Абакан

Похожие записи