В Абакане, в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева, в преддверии Чыл Пазы состоялась презентация экспозиции хакасских художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Выставка «Связь времён», расположившаяся в фойе большого зала, рассказывает об уникальной природе и истории Хакасии. На ней представлено более 70 авторских работ: живопись, графика, скульптура, вышивка, резьба по дереву. Несколько оптимистично-чудесных полотен Надежды Кобыльцовой, члена Союза художников Хакасии и России, заслуженного работника культуры Хакасии, безусловно порадуют зрителей. Это и ранние работы («Песня жаворонка», «Аршановские бабушки»), и более поздние (например, «Казановка. Речка Аскиз»). Для творчества Надежды Кобыльцовой характерен тонкий синтез декоративного и изобразительного начал, современного мироощущения и традиционной народной поэтики. Искренность чувств, свежесть живописного языка помогают автору раскрыть жизнь в ярких, эмоционально содержательных образах. Её живопись уводит в мир древних обычаев, праздников, деревенской повседневности.Удивительно проникновенны, глубоки и таинственны по замыслу творения Ларисы Бакановой — художника и фотокорреспондента республиканской газеты «Хакасия». Её графическая работа под названием «Сквозь миры» выполнена гуашью. — Центральная фигура полотна — древний шаман, проводящий обряд, вглядывающийся в толщу миров, — рассказала Лариса Юрьевна. — Его лица не видно, зато можно видеть отражение его двойника из параллельной вселенной. Вихри белого, серого, чёрного оттенков, как временная спираль, затягивают зрителя, смешивая стихии воздуха и воды в единое целое.Эпическое полотно под названием «Две даты. 17 августа 2009 и 12 апреля 2015 года» посвящено трагедиям, случившимся в Хакасии. В левой части полотна угадывается Саяно-Шушенская ГЭС, скрытая под прозрачной стеной воды. В правой — отголосок апрельских пожаров, случившихся в Пасхальное воскресенье. А в центре картины — три личины каменных изваяний. Их оригиналы экспонируются в национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова в зале каменных изваяний. В музей они были доставлены из Ширинского, Боградского, Усть-Абаканского районов. Удивительно, но полотно очень светлое, чистое, наполненное гармонией. Автор «усмирила и примирила» стихии воды и огня.Небольшие мифологические работы Ларисы Анжигановой «Умай», «Небесный судья», «Амазонка», «Монах» обладают мерцающим эффектом. Доктор философских наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Хакасии не имеет профессионального художественного образования, но творит так, что невозможно оторвать взгляд от её символично-философских миниатюр. Безусловно порадуют зрителей пейзажи — их на выставке абсолютное большинство. Алексей Саражаков, Леонид Канзычаков, Денис Саражаков, Марат и Евгений Бурнаковы пишут по-разному, но с большой любовью и теплотой к малой родине: Матуру, Бискамже, Аскизу, Абакану. Зульфия Тодыкова представила разноплановые работы — чудесные бисерные пого, картину «Обряд. Жертвоприношение». Резчик по дереву Василий Чертыков порадовал своих почитателей изумительными по точности, пахнущими свежим кедром миниатюрными скульптурами: «Рождение Азии», «Хам», «Шаманка Сыый».Животворящая, полная радужного цвета картина «Восход у Ала Бига» Сергея Майнагашева — настоящее рукотворное чудо. Выставочный опыт у мастера пока небольшой.— Я себя причисляю к молодым авторам, не столько по возрасту, сколько по состоянию души, — рассказал Сергей Аполлонович. — «Восход у Ала Бига» выполнен в сюрреалистической манере, хотя и импрессионизм здесь тоже имеет место. В мифологии есть такой персонаж, как Ала Биг — двурогий змей, предводитель рода хызыл. У меня Гора-змей, державший в неволе коров, символизирующих солнечный свет, уже покорён героем. В этих буйных мазках, если присмотреться, можно увидеть силуэты животных…

Описать работы и воздать должное всем художникам не представляется возможным. Но познакомиться с творчеством известных и ещё только ищущих свой творческий путь мастеров можно в Центре культуры имени С.П. Кадышева до 30 апреля.

Елена ЛЕОНЧЕНКО

Похожие записи