Нынче достаточно солидный юбилей у известного и за пределами нашей республики члена Союза писателей России, заслуженного работника культуры Хакасии Ларисы Катаевой. И полвека — её творческой деятельности.

Творчество же как таковое невозможно, если не отрывать взгляда от земли. А посмотрев высоко в облака, получаешь удивительную способность соединять небо и землю. Мало того, это ещё и способность верно, сердцем оценить то, что и почему происходит на Земле.

Зелёные чернила

Ты помнишь, как мы начинали?
Наивны были и чисты,
Себя считая гончарами
Своей мечты…
Не все осилили дорогу,
Мой милый друг.
Ты сохранила, слава Богу,
Гончарный круг!

Эти стихи посвятил Ларисе её собрат по поэтическому перу Георгий Болотин. В те, уже далёкие, годы Лариса Катаева и Светлана Янгулова (поэтесса, ныне живёт в Мексике) организовали неформальный литературный кружок «Гончары». Родилась весёлая и талантливая компания: Виталий Шлёнский, Валерий Майнашев, Сергей Анисимов, Сергей Табунов, Татьяна Трофимец, Наталья Курлянцева, Георгий Болотин. Этой романтической литературной поросли главные комсомольцы того времени — Владимир Штыгашев и Милентина Амзаракова выписывали командировочные удостоверения — и в составе агитбригад начинались увлекательные путешествия: в тайгу, на строительство Саяно-Шушенской ГЭС, на полевой стан колхозников… Такая жизнь рождала стихи, прозу и крепкую дружбу. И сегодня мы точно знаем, кто из них «сохранил гончарный круг»…
Шестидесятые годы прошлого века — годы особые. Тогда, действительно, с распахнутыми к миру глазами ездили «за туманом и за запахом тайги». Так в бирикчульской тайге оказались малость потерпевшие фиаско (дело житейское) при поступлении в МГУ Лариса Катаева и Светлана Янгулова: поварами в отряде лесорубов. По тем впечатлениям родилась повесть Катаевой «Зелёная вьюга». В ней — чистота сердца и громадные голубые звёзды, хранящие тайну о зелёном мире под ними и тайну будущего самих очарованных девчонок. «Люблю писать зелёными чернилами, где строчки — словно ветки тополиные», — это Ларисино. И любовь с зелёными глазами: художник Геннадий Степанов, её будущий муж.

Отчий покров

Пётр Андреевич Катаев читал своему многочисленному потомству (пять девочек и двое мальчиков) стихи, особенно Некрасова. И это при том, что даже прокормить такую семью задача нелёгкая… «Мы, замирая от восторга, слушали отца, а потом просили, чтобы ещё раз прочитал про птичку, у которой сгорело гнёздышко. И весь послевоенный выводок (а отец — фронтовик) ревмя ревел — птичку жалко!»
«У мамы, Антониды Семёновны, грамоты было совсем мало — только читать да писать. Но каким ярким, сочным был её язык!.. Я пишу, а эти её словечки сами откуда-то выползают». «…Мать ворошила печь. Горящие огоньки выскакивали, и она подхватывала в ладони оранжево-синие цветы живого огня, держала их несколько секунд. «Мама, тебе не больно?» Смеялась: «Нет, руки-то у меня задубели от всякой работы»… В те времена «чужих» людей не было, и Антонида Семёновна угощала всю улицу: «Марья, иди на чай!» — постучит соседке в окно… Когда Лариса заболела скарлатиной, мама её отделила красным пологом, денно и нощно шепча молитвы. Теми молитвами и живы были дети-атеисты, пока не научились слушать сердце.

Литературные… дети

Атмосфера детства и юности, как и общее «житиё» всей абаканской улицей — прямая причина того, что Лариса Петровна, будучи заместителем председателя Союза писателей Хакасии (а точнее, как человек), не делила творчество на «своё» и «чужое». Мало того, заботливо брала за «литературные» ручки и вела талантливых людей к публикациям и признанию. Практически материнская любовь к ненамного младшему Анатолию Кыштымову. «Открыв» парнишку в селе Московское и от души ахнув — талантище! — Лариса до самого его трагического ухода из жизни была его лучшим другом. А позже издала практически всё его литературное наследие. А это кыштымовское — ей: «Таким бывало на закате твоё крыльцо, твоё окно и волосы твои, и платье…»А как-то притащила мне в редакцию толстую общую тетрадь: «Посмотри! Неужели это написал с виду такой простой мужик?» Посмотрела! «Простого мужика» — Владимира Романенко сегодня ценят многие. Литературных детей наберётся препорядочно: Алексей Леснянский, Анастасия Орлова… А теперь ещё и дочка Ларисы — Инга Русакова с её чудными сказками и «собачьими» историями для детей.

Здесь самое время сказать, что право первой публикации абсолютно всех рассказов и стихов Катаевой было (и есть) у газеты «Хакасия». Как и повести (в сокращении) «Через смерть к жизни» — об узнице нацистских концлагерей Татьяне Гутовой, чьи дневники оказались в руках Ларисы Петровны. Лариса писала, плакала, не могла спать…

Поэт — поэту

Владимир Романенко — Ларисе Катаевой: «И значит, что скоро и ваши глаза заблестят. Травинка зелёная восторжествует над пеплом. Давайте задержимся в этом мгновении светлом, ведь ласточки с юга уже в наши сени летят…»

Татьяна ПОТАПОВА

Похожие записи