Ричард Субраков — один из ведущих и талантливейших художников-графиков Хакасии новейшего времени. Родившийся 12 февраля 1941 года в селе Казановка Аскизского района и впитавший с молоком матери духовную культуру хакасов, Ричард Иосифович стал певцом красоты родной земли, гордости и доблести её народа.

После окончания средней школы в Аскизе он в 1957 году поступил на живописно-педагогическое отделение в Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова. Затем работал художником в Красноярске, художником-оформителем в Абаканских художественных мастерских, художественным редактором в Хакасском книжном издательстве, а также в журнале «Ах Тасхыл». Ричард Иосифович проиллюстрировал более 20 изданий: школьные учебники и художественные книги («Зелёный шум», «Мика и Поко» Алексея Мусатова, «В далёком аале» Николая Доможакова, «Небесный огонь» Филиппа Бурнакова и другие), он является автором графических рисунков к героическим хакасским сказаниям «Кок Хан», «Хан Мирген», «Хубан Арығ», «Хакасские мифы и легенды».В 1970 году Ричард Субраков впервые принял участие в выставке в Абакане (она была посвящена 40-летию Хакасской автономной области). И с тех пор является неизменным участником областных, краевых, зональных, республиканских художественных выставок — их в его копилке 15. С 1995 года Субраков — член Союза художников России. На сегодняшний день Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова обладает лучшей коллекцией книжной графики Ричарда Иосифовича и одной из лучших коллекций станковой графики (331 единица хранения). Многие произведения были переданы в фонды музея художником безвозмездно.Ричард Субраков в своём творчестве использует редкую точечную технику, которая требует необыкновенного терпения. Изображение строится на основе точек пером и тушью одинаковой величины и одинаковой конфигурации. Сместив область точек в одну или другую сторону, увеличив их плотность, художник добивается не жёстких контурных линий, а движущейся формы, попирающей статику, выходящей за плоскость графического листа.Приобщение с ранних лет к хакасскому фольклору дало Ричарду Субракову ощущение своей причастности к историческим и культурным корням, научило понимать и любить красоту природы родной земли. Традиция исполнения крупных эпических произведений о событиях прошлого всегда была составной частью духовной жизни хакасов, так же и традиция исполнения станковых произведений на тему хакасского эпоса является визитной карточкой творчества Ричарда Субракова. Особенностью станковых работ художника стало то, что музыка его оригинальной графической техники тесно переплелась с сюжетами и образами алыптых нымахов (богатырских сказаний), что способствует их стилевому единству, гармоничности и монолитности восприятия зрителем.Работы талантливого художника вобрали в себя важнейшие достижения графики и книжного искусства Хакасии последних десятилетий. В его творчестве духовное богатство эпоса обрело видимую форму. Многолетняя деятельность Ричарда Иосифовича снискала ему авторитет и уважение как в профессиональной среде, так и среди широкой публики. Сегодня можно смело сказать, что творчество Ричарда Субракова занимает ведущее место в искусстве Хакасии, оно стало неотъемлемой частью её духовной культуры.

4_3197_1-7545398

4_3196_1-1282544

Иллюстрации к эпосу «Хубан Арығ»

Ольга АХРЕМЧИК, начальник отдела Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова, искусствовед

Похожие записи