“Смерти нет, пока живут его замечательные работы”, — задумчиво промолвила искусствовед Ирина Кидиекова. Наверняка так и есть.

Художник Михаил Бурнаков прожил всего-то ничего — 44 года, умер в далеком уже 1977 году. Да только интерес к работам хакасского живописца жив до сих пор… В выставочном зале “Чылтыс” открылась выставка, посвященная 80-летию со дня рождения художника.

В полотнах Михаила Андреевича живет и дышит хакасская земля и ее жители. Завораживают родные художнику тейские просторы, а портреты современников Михаила Бурнакова пленяют глубиной своих характеров. Неудивительно, что на открытии выставки звучали национальные мотивы в исполнении ансамбля хакасских народных инструментов “Алтын сустар”.

О значимости наследия Бурнакова говорит тот факт, что его картины — наиболее значительная коллекция, хранящаяся в фондах абаканской картинной галереи: 140 работ художника — пейзаж, сюжетная картина, любимый его жанр — портрет. Хранится и много студенческих работ, зарисовок и эскизов.

— Михаилу Андреевичу попался прекрасный педагог — Евсей Моисеенко, — рассказала Ирина Кидиекова. — Евсей Евсеевич никогда своих учеников ни в чем не ограничивал. Строгий и требовательный, он делал все, чтобы его воспитанники становились самостоятельными творцами.

Одна из особенностей Бурнакова — умение изящно и тонко сопоставлять тона и оттенки красок. Словно ласкал светом просторы хакасской земли. В портретах Бурнакова ощутима любовь к людям, особенно к пожилым. Он видел в них духовный стержень, высокую нравственность. “Портрет хакаски в национальном костюме”, “Голова старушки”, “Портрет Кильчичакова, хакасского поэта” — вот названия его работ. Нет напыщенности и блеска, зато есть любовь к работе и людям. А это важнее.

— Когда смотришь на картины Михаила Бурнакова, то понимаешь, что в его полотнах переплетены стили многих художников, — рассуждает искусствовед. — Но при этом мы ни в коем случае не можем сказать, что он кого-то копирует. Он брал лучшее и создавал свой неповторимый стиль.

На многих картинах Михаила Андреевича словно бы и нет фона. На первый план всегда выдвинута личность человека, поиски ее сути: вот ясный и цепкий взгляд, вот многозначительный наклон головы… Эти незначительные, казалось бы, штрихи как нельзя лучше говорят о герое произведения. На выставке представлено много этюдных работ. Но даже в набросках художник старался заглянуть вглубь характеров своих героев. Кстати, большой смысл в его картинах несет белый цвет — священный для хакасов.

На выставке представлены работы и племянников Михаила Андреевича — Евгения и Марата Бурнаковых. Хоть у них другая техника, но тема картин одна — те же узнаваемые родные просторы. Вот она, преемственность поколений…

— Для меня символично, что в художественной школе, где я учился, висели работы дяди, — отмечает Марат Бурнаков. — На его картинах я учился и продолжаю учиться. Хотелось бы хоть немножко приблизиться к мастерству дяди Миши.

Преемственность нашла отражение и в третьем поколении: четырехлетняя Марина Бурнакова вовсю орудует карандашами и фломастерами. Что из этого получится — покажет время. А пока можно взглянуть на работы зрелых мастеров, ведь выставка продлится до 23 июня.

Сергей ВЛАСОВ

Похожие записи