Председатель государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия комментирует ситуацию с тарифами

Кто и как устанавливает тариф?

— Регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в федеральном законе “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, посредством установления экономически обоснованных тарифов.

Госкомитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках предельных уровней тарифов, установленных Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.

Тариф на электрическую энергию для конечных потребителей складывается из нескольких составляющих. Это — тариф на покупку электроэнергии с оптового рынка электроэнергии (мощности), тариф на услуги по передаче электроэнергии по федеральным, региональным и территориальным сетям, инфраструктурные платежи, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии.

В свою очередь, тариф на покупку электроэнергии с оптового рынка электроэнергии (мощности) делится на регулируемый и нерегулируемый в долях, определенных правительством Российской Федерации на каждый год, начиная с 2007 года по 2010-й.

Почему выросли тарифы в 2010 году?

— Существенный рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей в 2010 году, в частности, для предприятий малого и среднего бизнеса, обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в республике произошло снижение электропотребления. Во-вторых, значительно увеличились расходы на оплату услуг федеральной сетевой компании, доля которых в тарифе для конечного потребителя составляет почти 30 процентов. Рост расходов на оплату услуг ФСК в текущем году — 52. Тарифы на услуги ФСК устанавливаются Федеральной службой по тарифам России.

Основная причина значительного роста регулируемых тарифов для потребителей группы “прочие” состоит в снижении перекрестного субсидирования населения за счет базового потребителя — ОАО “РУСАЛ-Саяногорск”.

В структуре полезного отпуска электрической энергии потребителям республики до 1 января 2008 года присутствовал базовый потребитель электрической энергии — ОАО “РУСАЛ-Саяногорск”, потребление которого составляло порядка 80 процентов всего электропотребления Республики Хакасия. Причем именно этот потребитель нес основную нагрузку по субсидированию населения и прочих потребителей.

Говоря другими словами, ежегодно устанавливаемый для базового потребителя тариф был выше, чем экономически обоснованный тариф для данного предприятия. Соответственно, для остальных потребителей была возможность установить тарифы ниже, чем расчетный экономически обоснованный тариф.

С 1 января 2008 года ОАО “РУСАЛ-Саяногорск” (в том числе Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы) вышло на оптовый рынок электрической энергии (мощности), то есть стало приобретать электрическую энергию самостоятельно, минуя “посредника” в лице гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО “Хакас-
энергосбыт”.

Как не допустить их дальнейшего роста?

— С целью недопущения в республике четырехкратного роста тарифов на электрическую энергию для оставшихся потребителей ОАО “Хакасэнергосбыт” была разработана программа поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в течение пяти лет. Подписано соглашение с базовым потребителем, в соответствии с которым ОАО “РУСАЛ-Саяногорск” несет постепенно уменьшающийся объем перекрестного субсидирования потребителей республики в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии до 2012 года, начиная с 2008-го.

Таким образом, для обеспечения снижения перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию ежегодно, начиная с 2008 года, рост тарифов для потребителей группы “прочие” составляет от 40 до 60 процентов.

Энергоэффективность и энергосбережение — ключевой фактор инноваций в экономике страны

Также на рост расходов по оплате электрической энергии повлияло увеличение доли покупки электроэнергии по тарифам с учетом нерегулируемых цен оптового рынка, которые в три-четыре раза превышают регулируемые цены для Хакасии (например, в январе — 859 руб./МВт•ч против 246 руб./МВт•ч).

Но надо иметь в виду то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики с 1 января 2011 года электроэнергия для всех потребителей, за исключением населения, будет продаваться по нерегулируемым (рыночным) ценам в полном объеме потребления. Поэтому повышение регулируемых тарифов до уровня экономически обоснованных — это необходимая мера в условиях перехода к рыночным отношениям в сфере электроэнергетики.

В условиях реформирования энергетики вопросы энергосбережения, расхода топливно-энергетических ресурсов стали наиболее актуальными. Особую значимость данного направления обозначил в своем выступлении на заседании комиссии по модернизации экономики и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, назвав “энергоэффективность и энергосбережение” одним из пяти направлений инновационного развития российской экономики.

Принятый федеральный закон “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (№ 261 от 23 ноября 2009 года) стал основным нормативно-правовым документом, определяющим пути развития энергоэффективности и энергосбережения в российской энергетической системе.

В целях разработки механизмов реализации закона, регулирующих вопросы энергосбережения, принято распоряжение правительства Российской Федерации “Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (№ 1830 от 1 декабря 2009 года).

Концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия

— В целях повышения потенциала региональной экономики и снижения энергоемкости валового регионального продукта постановлением правительства Республики Хакасия (№ 43 от 12 февраля 2010 года) принята концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010 — 2015 годы и на перспективу до 2020-го.

Распоряжением председателя правительства Хакасии создана рабочая группа по разработке проекта долгосрочной республиканской целевой программы “Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2010 — 2015 годы и на перспективу до 2020 года”. В городах и районах Хакасии также созданы рабочие группы в целях разработки муниципальных программ в области энергосбережения и энергоэффективности.

Безусловно, в новых рыночных условиях необходимо каждому предприятию обратить особое внимание на вопросы культуры потребления энергоресурсов, снижения энергоемкости производства. Необходимо на каждом предприятии разработать и внедрить программу энергосбережения.

Подготовил

Виталий МИХАЛКИН

Похожие записи