В Хакасском национальном театре кукол «Сказка» состоялась премьера детского спектакля «Малыш и Карлсон».

…Шумная, непоседливая ватага ребятишек, переговариваясь друг с другом, заполняет места в зрительном зале «Сказки». Гул затихает только после третьего петушиного крика, когда гаснет свет и начинается сама сказка. На сцене — Малыш, которому снятся его мама, папа, старшая сестра, но, просыпаясь, он понимает, что остаётся один и ему не с кем играть, потому что все старшие заняты своими делами. Грустно ему. И тут неожиданно появляется весёлый проказник с пропеллером на спине — Карлсон, который живёт на крыше. Малыш страшно рад появлению неожиданного гостя, который с удовольствием готов пошалить вместе с ним. Рады его появлению и маленькие зрители — они с восторгом наблюдают за тем, как Малыш и Карлсон устраивают весёлую игру, в которой оживает даже пылесос. С неослабевающим интересом следят они и за дальнейшим развитием событий, воспринимая кукольных персонажей, как настоящих живых героев, и очень непосредственно реагируя на их действия. В этом и заключается непреходящий интерес каждого поколения к сказкам. Ведь каждая из них — это практически маленькая модель окружающего мира, понятная детям. С помощью волшебных историй ребёнок учится отличать плохое от хорошего, с помощью любимого героя выстраивает собственную линию поведения в той или иной ситуации. Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несёт свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью. Или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам.Есть свой поданный в увлекательной игровой форме поучительный заряд и у премьерного спектакля «Малыш и Карлсон», в том числе и для родителей — надо не забывать свои детские годы, уметь находить общий язык с собственными чадами. Этот спектакль в некотором роде экспериментальный. Режиссёром-постановщиком его стал актёр театра «Сказка» Павел Шнягин, который в содружестве с другим режиссёром, директором «Хакасфильма» Юрием Курочкой, использовал интерактивную декорацию. То есть кукольные герои действуют на фоне видеопроекции домов и крыш того самого города Стокгольма, где происходят все события повести Астрид Линдгрен. Опыт удачный. Во всяком случае при всей своей условности вполне реалистично выглядит полёт Карлсона вместе с Малышом на крышу, где и проживает «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил». Все декорации и куклы спектакля сделаны по рисункам художника-постановщика Марии Муштаевой. Соавторами спектакля являются и актёры, которые работают с куклами. Ведь только благодаря их мастерству и умению куклы обретают свои голоса, манеры поведения и характеры.

Спектакль окончен, любовь и понимание восторжествовали, в зале загорается свет, и маленькие зрители, переполненные впечатлениями, покидают театр. Да, в реальном мире победа не всегда остаётся за добром, но маленькому ребёнку ведь пока незачем это знать. Это нам, взрослым, надо знать, что благодаря сказкам психика ребёнка окрепнет и в дальнейшем он сможет справляться с трудностями взрослой жизни. А пока в какой-то новой для него ситуации он вспомнит или представит, как бы повёл себя герой его любимой сказки, и сам, возможно, поведёт себя правильно. Ведь именно доброте, пониманию и любви учит нас история о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше, поставленная творческим коллективом Хакасского национального театра кукол «Сказка».

* * *

Театр в Хакасии знают, ценят и любят. В этом можно было убедиться совсем недавно, во Всемирный день театра — профессиональный праздник всех служителей Мельпомены, начиная от главных режиссёров и заканчивая гардеробщицами. В тот день публика до отказа заполнила зрительный зал республиканского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, на сцене которого артисты и работники театров Хакасии получали свои заслуженные награды, а их руководители — сертификаты от правительства Хакасии на реализацию творческих проектов. Получил такой сертификат и любимый детворой и взрослыми Хакасский национальный театр кукол «Сказка».

Геннадий ЛЕБЕДЕВ

Похожие записи