Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске провел утилизацию самой высокоскоростной в истории подводного флота атомной подводной лодки К-222, известной также как «Золотая рыбка», сообщила пресс-служба предприятия.

«В последних числах марта наши специалисты завершили уникальную операцию по выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и герметизацию реакторов АПЛ», – цитирует сообщение пресс-служба ТАСС.

«В предстоящую навигацию оставшийся от разделки атомохода трехотсечный блок (из реакторного отсека и двух смежных с ним – прим. ВЗГЛЯД) будет отбуксирован в Сайда-губу на Кольском полуострове, где реакторный отсек поднимут на берег и переведут в пункт долговременного хранения», – говорится в сообщении.

Ранее «Звездочка» выиграла тендер и заключила контракт с Росатомом на утилизацию К-222 – первой отечественной субмарины с корпусом, изготовленным из титановых сплавов. Работы по ее утилизации начались в 2010 году.

Как пояснили на «Звездочке», наиболее сложной частью проекта стала выгрузка ОЯТ. «Конструктивные особенности реакторов К-222 не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое», – отметили на верфи.

Отметим также, что эксплуатация лодки была осложнена из-за обнаруженных технических проблем с реактором и системами управления.

Осенью 1971 года во время похода К-162 в Атлантический океан подлодка показала свои скоростные характеристики, преследуя американский авианосец «Саратога». В течение нескольких часов он пытался оторваться от подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу на скорости в 30 узлов.

В мае 2013 года «Звездочка» приступила к выгрузке ОЯТ из реакторов субмарины. «Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры, – уточнили на судоверфи. – В декабре прошлого года «Звездочку» покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат «Маяк» для хранения и переработки».

К-222 (до 1978 года – К-162) была заложена на судоверфи «Севмаш» в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище «Золотая рыбка». В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорды скорости под водой – 44,7 узла (около 83 км/час) – до сих пор не побиты.

Виктор Лебедев

Похожие записи