В Хакасии прошел фестиваль-марафон «Песни России». Перед местными жителями выступили коллективы из Москвы, Владикавказа, Владимира, Краснодара, Кемерова, Кызыла…
В день приезда основатель фестивального марафона — народная артистка России Надежда Бабкина — ответила на вопросы местных журналистов. Сегодня мы ставим точку в разговоре.

К сожалению или к счастью?

— Есть вопросы? — окидывает взглядом представителей средств массовой информации Надежда Бабкина.Вопросы есть. Доходит очередность и до автора этих строк. Представившись, интересуюсь:— Надежда Георгиевна, вы напоминаете собой вечный двигатель. А хватает ли вам времени на отдых? Не может же человек 24 часа в сутки везде успевать, делая много хорошего для других людей.— Может, Саша. К сожалению…— К счастью, — поправляет художественный руководитель государственного ансамбля казачьей песни «Криница» (Краснодар) Владимир Капаев.— К счастью, — с улыбкой смотрит на Владимира Алексеевича наша собеседница. — Но на все не хватает времени. Я скучаю по своим маленьким внукам. Мне их привозят. Чтоб я пообнимала малую Верочку. Чтоб Георгий сказал: «Ты моя любименькая Надя. Ты не представляешь, как я по тебе соскучился»… Он записывает на телефон послание: «Надя, я тебя так люблю! Так люблю, ты даже не представляешь как!»Я хочу спать без конца. Сплю в самолете, в машине, когда куда-то едем. Вы правы, человеческий ресурс небезграничен…Вот что важно для женщины? Это сон. Можно не поесть, не попить, но выспаться. И тогда все будет хорошо. Мы сегодня прилетели в Абакан, я тут же рухнула на кровать. Проспала четыре часа. Встала, думаю: «Боже, утюг не включили, чтобы лицо разгладить». Сразу видно: либо пьющая, либо только встала с постели. Я не пью, не курю. В этом плане веду правильный образ жизни.— Вы являетесь автором книги «Душа русской песни». Литературное творчество можно назвать в какой-то степени отдыхом? — пытаюсь докопаться до истины.

— Вы поймите одну вещь: я не писатель. Я никогда в жизни не претендовала на это и не претендую. За мной везде ходил человек, а я ему рассказывала подробности из своей жизни, из жизни ансамбля «Русская песня». Она писала, редактировала. Она из Большого театра. Возглавляет литотдел. Человек очень грамотный. Практически вместе жили. Везде ездили, ходили по кабинетам. Правда, не всегда ей можно было войти вместе со мной, но она понимала, с каким документом я иду и какую роль играет необходимая подпись. В книге даже не написано: автор — Надежда Бабкина. Хотели, я сказала: «Не надо». Я никакого отношения к литературной деятельности не имею. Я могу, конечно, насочинять, но в плане творчества на сцене. Когда мне еще писать? О чем вы говорите? Я тогда вообще рухну!

Ради дружбы народов

— Если позволите, я продолжу, — подключается к разговору Владимир Капаев. — Мы с Надеждой Георгиевной вместе учились в институте имени Гнесиных. Я ее знаю с 1973 года. Все, что сегодня в личности Бабкиной есть, это не какие-то революционные преобразования. Это путь эволюции. Она хорошо училась, она создала ансамбль «Русская песня». И первые шаги были посвящены русской народной песне. Я все хорошо помню, мы с ней на протяжении всей жизни пересекались (я работал в Воронежском хоре, часто гастролировали). И везде я наблюдал совершенно разные перевоплощения. То Надежду Георгиевну одно интересовало, то другое. Но тянуло ее к более современной подаче народной песни. И на тот момент это было востребовано.Однако в 1997 году ей стало этого недостаточно. Мы встретились в Москве. Знаешь, говорит, хочу осуществить новый проект — фольклорный конкурс «Казачий круг». Она русская казачка. Имеет моральное право. Именно тогда она открыла для России столько новых имен с Дальнего Востока, из Сибири… Каждый из них нес частицу искусства. Таким образом мы получили духовную почву для общения друг с другом. И вот в 2007 году появился еще один проект — фестиваль-марафон «Песни России».Вот смотрите: в советское время на первом месте стояла дружба народов. Опыт Украины нам сегодня подсказывает, что мы потерли с развалом Советского Союза. Бабкина в этом случае взяла на себя огромную миссию. Ведь что такое «Песни России»? Прежде всего — та самая дружба народов. На открытии театра фольклора «Русская песня» мы в этом еще раз убедились. Был там и коллектив из Хакасии — «Улгер». Замечательный коллектив, хорошие инструменты. Костюмирован великолепно. Хорошо пели.И открытие театра русского фольклора — это на сегодняшний день апофеоз всей деятельности Надежды Бабкиной. В Москве появилась площадка, на которой каждый национальный коллектив может показать свое мастерство. Вы знаете, какой это театр?! Что-то подобное я видел на Западе, в Японии… Огромный комплекс в центре Москвы. Теперь мы, народники, можем туда попроситься: «Надя, пусти нас, нам есть что показать».Я знаю, насколько трудно ей порой приходится. Ведь за любую подпись идет такая борьба. Да, у нее много помощников. Но эти люди не публичные, а следовательно, и не влиятельные… Они не смогут прийти к Путину, Медведеву… А иногда все зависит от подписи именно таких людей. И я рад, что среди народников есть такая личность. Она мне как-то сказала: «Вов, знаешь, я нахожусь в той обойме шоу-бизнеса, где и Пугачева, и Киркоров… А я единственная среди них звезда-народница». И это действительно так.— Шоу-бизнес — это одна история, национальная культура — другая, — комментирует сказанное Надежда Бабкина. — Как ни странно, они меня все приняли, и я никого не отвергаю. И Алла Борисовна замечательная, и Киркоров, и Лара Долина, и Саша Маршал, и Сашка Буйнов, и Олег Газманов… Мы все в одной компании, дружим. И среди них, да, я одна народник. Не потому, что такая хорошая. Мы с ними на одной волне. У меня есть свои убеждения, свои оценки. Я их никогда вслух не скажу. Зачем? Это неправильно. Если ты находишься среди людей, то твое мнение — только твое.Владимир сказал про «Казачий круг». Да, появилось желание создавать какие-то проекты. Он стал первым, но с годами я поняла, что, проводя «Казачий круг», мы ограничиваем себя. Необходим другой масштаб. И тогда фольклорный конкурс расширился до международного проекта — фестиваля-марафона «Песни России».Вы можете спросить, есть ли у меня еще мечты. Есть. Две. Но про них я говорить не буду. Вот как добьюсь их осуществления, тогда и появится повод для разговора.— Насколько сложно попасть теперь уже в коллектив театра «Русская песня»? Я так понимаю, стоит очередь и довольно внушительная, — задаю я вопрос хормейстерам.— Очередь на прослушивание в ансамбль «Русская песня» действительно длинная, — отвечает Наталья Волгина. — Первое, на что мы обращаем внимание, — это высшее музыкальное образование. Следующий отбор — тембры. Человек может иметь шикарный голос, но не влиться в наш коллектив чисто тембрально. А подойти может вполне и маленький голос. Из ста человек, как правило, можем взять только одного.— А у вас есть люди из Сибири?— Есть. Алена. Она из Усть-Илимска. Оканчивает академию Гнесиных, студентка пятого курса. Работает с нами уже два года. У нас люди отовсюду. Мы проводим кастинги даже в Интернете.— А вы знаете, какая это красота! У каждой свой говорочек. Такая вкуснятина! — горят глаза у Надежды Бабкиной. — Но эту вкуснятину иногда приходится маленечко ретушировать. Это наши секреты. О некоторых из них на мастер-классах я рассказываю. Меня спрашивают: «А не жалко?» Не жалко. Услышат ли? — вот в чем вопрос.Пока второго такого коллектива, как «Русская песня», я на горизонте не вижу. Подражателей много. Они как грибы. Но быстро исчезают. Причина проста: нужна идея. И на эту идею нанизывать свое творчество. Вот тогда ты и станешь уникален.

Как я сделала с «Русской песней»… 40 лет назад существовало много фольклорных коллективов. Из выдающихся радовал всех ансамбль Дмитрия Покровского. На сцену выходили, условно говоря, 18-летние люди и пели как бабушки и дедушки. Люди молодые, а поют как старики. Абракадабра какая-то. Меня все увиденное и услышанное смущало. В результате с первого дня существования «Русской песни» я сказала: «Мы будем все время экспериментировать. Мы созданы для того, чтобы стать экспериментаторами. Что-то приживется, от чего-то откажемся. Так вот мы и плыли по реке жизни и сегодня можем смело похвастаться своими достаточно крепкими результатами».

Ну просто фантастическая женщина!

— Театр фольклора строился без единой бюджетной копейки. Я нашла инвестора — строительную компанию, которая на рынке Москвы зарекомендовала себя давно. И все бы хорошо, но… они никогда не строили объектов культуры. Сомневались, однако я сумела их убедить. Когда человек, объясняла я, делает что-то мощное в плане духовности, это сказывается и на его семье, и на продолжении рода. Когда человек берет грех на душу, то его потом отрабатывают дети. Зачем делать плохое, когда столько возможностей для созидания. «Я буду вас спасать — постройте объект культуры. И ваши грехи, какие вы там наделали, сразу все как рукой снимет».Кто-то посмеялся над моими словами, а ведь в этом есть серьезная тема, — возвращается к наболевшему Надежда Бабкина. — Я внедрялась в каждый этап строительства. Вплоть до плинтусов. Мы подтягивали мировых специалистов по звуку и акустике. Это люди, которые когда-то участвовали в формировании Карнеги-холла в Америке. Их услуги стоят бешеных денег. Не поверите, ко мне они приехали бесплатно. Мы кормили их черной икрой, пели русские народные песни. Потом они сказали: «Эта женщина просто фантастическая. Мы для нее сделаем все».Когда строители залили фундамент, мы пришли с «Русской песней» и стали петь. Я говорю: «Давайте одухотворять этот котлован песней, чтобы стройка двигалась дальше». «Бабкина, ты — сумасшедшая», — говорили мне. «Нет, я знаю, что делаю». Я знаю, в этом есть сила, и театр обязательно будет построен. Конечно, смеялись надо мной. Если есть желание посмеяться, пусть улучшают себе настроение — я не против.Не могу сказать, что все шло гладко. Возникали и споры. Сколько нервов было потрачено — ужас какой-то! Раз даже инвесторы настолько разнервничались, что начали выражаться нецензурно. Тогда и я вмешалась в разговор, тоже выпалив всю фольклорную «полемику», которую знала. Один итальянец ко мне потом подошел: «Мне так это знакомо. Я с подобным в Италии сталкиваюсь каждый день. Все орут, кулаками машут».А из-за чего начался спор? Котлован вырыли, фундамент залили. Но залили не так, как надо для акустики. Специалисты говорили: «Вот тот угол надо срезать, и вот здесь немножко подтянуть». А все это и время, и затраты. Я вмешалась: «Спокойно, срезайте угол». Его срезать-то легче, чем потом на его место что-то наклепать.Частенько приходится слышать о каких-то взятках… Я ни одной копейки никому не дала. Видит Бог. Никому! Да и где мне их взять?!Стройка длилась 14 лет, а когда инвестор завершил работы, появилась проблема со сдачей объекта. Если бы я не насела в буквальном смысле слова на людей, от которых это зависело… Соответствующий документ мы подписали, клянусь вам, на коленке.Я подключила к работе своего сына. Он прекрасный креативщик. Говорит: «Мама, тут даже туалетные комнаты нужно сделать не как на вокзале». Чтобы стало красиво, необходимо женскую комнату украсить в одни оттенки, мужскую — в другие. В какие — все подобрал, все продумал.

Театр достался мне не просто, но я счастлива, что эта большая грандиозная мечта осуществилась.

А иначе — никак

— Надежда Георгиевна, к нам приезжал хор имени Пятницкого. Его руководитель Александра Пермякова рассказывала о том, что внутри коллектива создаются семьи, появляются со временем и дети. Как у вас обстоят с этим дела? — интересуюсь я.— У нас тоже есть семьи. Две — в «Русской песне» и одна в шоу-балете «Живая планета».— А как иначе?! — реагирует Владимир Капаев.— Это происходит без согласования со мной, — улыбается народная артистка России. — Про Шуру Пермякову сказали… Она обиделась на меня, что не пригласили на открытие театра… Понимаете, в чем дело. Я не могу все упомнить. Мой день настолько насыщен, что очень сложно удержать все в голове. Мне надо было не забыть про всех гостей, про все коллективы, про репетиции… Решить вопросы, связанные с моей депутатской деятельностью, попутно побывать на «Модном приговоре». А еще успеть встретиться с семьей. Кошмар какой-то!Я когда домой прихожу… У меня гардероб довольно-таки большой. Платья уже висят на дверях. Не хватает места в гардеробной. То есть живут мои вещи, а я между ними. Сплю на диванчике. Примерно из этой серии.Совсем скоро я их перевезу в дом, который мне построил сын. У нас теперь свое имение. Полгектара земли. Стоят два хороших дома — его и мой. А так как мы сейчас с Первым каналом договариваемся об идеальном ремонте, то все свои вещи я планирую перевезти туда. В московской квартире сломают все стены и сделают трансформер. В планах — «аграмадная» гардеробная, спальня, большой холл и блок питания. Все тусовки будут происходить только там. В общем, целая эпопея.Так вот, платьев много… Есть что надеть, но понимаете, какая вещь. Если я утром проснулась, а с вечера не придумала, в чем пойду, то надевать надо то, в чем ходила вчера. Поверьте на слово, вещей столько, что найти что-то необходимое быстро — бессмысленно.С моими друзьями Эвелиной Хромченко и Сашей Васильевым (вместе ведем «Модный приговор») советуюсь по поводу выбора одежды. Скажем, была инаугурация президента Российской Федерации. У Эвелины спрашиваю: «В чем мне пойти?» Она: «Какая задача стоит? Чтобы ты была заметна или так, в тени постояла?» «Странный вопрос. Конечно, заметна». — «Какие предпочтения? Назови мне». У меня, говорю, есть черное платье — очень красивое. Есть еще красное и синее». Она: «Без разговоров — красное». Надеваю красное платье, прихожу в Кремль… И получилось как… Двери распахиваются. Выходит Владимир Владимирович. А я стою на углу одной из первых. Он идет. И как вы думаете, человек не заметит красный цвет? Заметит. Он подходит. Здравствуйте, говорит, Надя. «Здравствуйте, Владимир Владимирович». Телевидение тут же, камеры все на нас. Какое-то время прошло — заиграл гимн России. Я стою, а из меня эйфория так и прет — сдержаться не могу. Я давай петь вслух: «Россия — священная наша держава…» Телекамеры — вновь на меня. Эвелина мне потом говорит: «Молодец! Надела бы другое платье — никто бы тебя и не заметил». Вот что значит правильный выбор.Я вообще красный цвет люблю. Цвет энергии, убедительности… Цвет позитива. Но надо все-таки смотреть, куда и что надевать.Сделав паузу, Надежда Георгиевна продолжает:

— Что касается личной жизни. Я человек независимый. У меня есть мужчина, с которым я живу уже 12-й год. Нас все разводят, сводят, а мы тихо живем и нигде не популяризируем свои отношения. Он пишет роскошные песни. Сам поет. Достойно. И плюс ко всему — у него свечной завод. Он делает свечи не из парафина, а из настоящего воска. У него огромное количество заказов. И нет депрессии, потому что все время занят. Владеет несколькими языками — за плечами университет иностранных языков. Довольно мощное образование. По работе часто бывает за границей. Так что у меня в личном плане все складывается хорошо.

Что важно для тонуса?

— Вы своих поклонников радуете не только творчеством, но и внешним видом. Есть какой-то секрет? — спрашивает одна из корреспонденток.— Я просто обязана выглядеть прилично. Иначе мне никто ни в чем не будет доверять.Не скрою, я хожу в салоны. Нахожу время. Лучше бы поспать, конечно, а я туда направляюсь. Обязательно слежу за прической. Хожу к Маргарите Королевой, которая следит за моим правильным питанием. Она — довольно известный диетолог. Моя подруга. У нее в центре я прохожу спа-процедуры. После них на лице такое ощущение, что ты подтяжку сделала. Я сначала не верила. На одну половину лица маску сделали, я смотрю: она как будто вздернута. Действительно есть эффект. Раз в неделю это надо делать. Приходишь куда-нибудь, тебе говорят: «Как ты сегодня хорошо выглядишь», а я-то знаю, в чем дело. Французская косметика очень здорово помогает, но она безумных денег стоит. А чтобы всегда находиться в тонусе, надо постоянно ею пользоваться. При случае поеду во Францию — надо покупать.Соответственно обожаю массаж. Жесткий массаж — не поглаживания… Для тонуса это то, что надо.Раньше было времени больше — ходила на фитнес. Для меня это отдушина. Фитнес-клуб работал круглосуточно. И, что удобно, находился рядом с домом, где я живу. Он не рассчитан для людей с улицы. Я могла туда прийти в 11 ночи, народу мало, практически одна. Тренер дал задание — выполняю. Я человек дисциплинированный.После занятий шла в бассейн, баньку. Там шикарный бассейн. Ты плывешь, как ракета какая-то.Идешь по Москве в два часа ночи. Закутаешься в платок. Никто и не знает, что это Надя Бабкина. А ты идешь, воздухом дышишь…Теперь он работает в неудобное для меня время — с 12 ночи. Мне пока хватает другой нагрузки. Чуть-чуть разгружусь — вернусь в фитнес-зал. Вот этого мне сейчас недостает.

Конечно, нервы требуют некой ласки. Потому что сдерживающий фактор у меня срабатывает слабовато. Я очень сильно нервничаю. Когда мне говорят, брось ты все, не обращай внимания, я не могу. К сожалению, не научилась с безразличием реагировать на какие-то вещи. Обязательно нервничаю, расстраиваюсь, принимаю близко к сердцу.

Быть всем вместе

— Вопрос вам не как к народной певице, а как к политику. Ваше отношение к тем санкциям, которые обрушились на нашу страну? — задаю вопрос напоследок.— Как только против нас ввели санкции, у многих, знаю, сразу затряслись руки: «Ой, как мы проживем без польских яблок?!» Действительно, как мы выживем без стеклянных помидоров из-за рубежа. А то у нас ничего своего не родится. Какая-то глупость!Обрушившиеся на нас санкции — это беспомощность тех людей, которые их принимали в отношении нас. Обычно в таких случаях говорят: «Поздняк метаться». Они ни к чему хорошему не приведут в первую очередь тех, кто их принял. Мы выживем. Мы так устроены, что можем в любую трудную минуту сконцентрироваться и сплотиться… Вспомните Великую Отечественную войну. Были мы к ней готовы? По большому счету, нет. В кратчайшие сроки мы оснастили армию всем необходимым и выиграли. Врасплох нас не застанешь. Так мы устроены. Потому что Россия заточена на успех. И с нами надо считаться.Еще понимаете, какая вещь? Деревни многие за последние десятилетия поисчезали, а с ними пропала и фольклорная тематика. Мы можем даже сказать спасибо Европе за санкции, потому что это должно дать возможность формировать новое видение деревень. Мы обязаны повернуться лицом к сельскому хозяйству, к земле-матушке. А земля у нас благодарная. Как только мы с большей любовью начнем к ней относиться, она тут же ответит взаимностью.Да, ввели санкции. Но что делает Владимир Владимирович? Налаживает более тесные отношения с Китаем. А как Бразилия восторжествовала по поводу сотрудничества с нами! Да сейчас вся Латинская Америка смотрит на нас, включая Кубу. Владимир Владимирович принимает гениальнейшие решения.Вы посмотрите, как достойно ведет себя президент Российской Федерации! Лучшего лидера в мире нет сейчас. И не только сейчас. Он это формировал в течение всей своей политической деятельности. А как вам его валдайское выступление, мои дорогие! Он, что, не прав? Прав! Он призывает всех их прозреть. Давайте поговорим по-честному: в чем проблема? Где корень зла? И как от этого освободиться? Кто-то идет нам навстречу, а кто-то нет. И мы знаем, почему. Если уж так случилось, надо все принять и продолжать делать свое дело. Все равно когда-нибудь это все закончится. Если кто и несет колоссальные убытки от введенных санкций, так это сами европейцы. Проблемы у бизнесменов очень серьезные, и вот они как раз не прекращают сотрудничать с Россией.А что касается Украины… Нельзя было пускать на самотек близких нам по духу людей. Там на протяжении последних лет довольно серьезно велась антироссийская пропаганда. И вот мы видим результат: ненависть ко всем русским.И правильно вмешался Путин. Он предлагает пути решения — они не хотят. Потому что любая война — это бизнес для отдельно взятых людей. Мы даже знаем, каких.Мы переживали и более трудные годы. Нет никаких сомнений, что переживем и эти. Особенно когда мы будем все вместе.

…Слова Надежды Бабкиной тонут в аплодисментах. В тот день фестиваль-марафон стартовал в Черногорске, обойдя за пять дней Абакан, Абазу, Саяногорск и Бею.

Александр ДУБРОВИН

Похожие записи