2 июля в Абакане откроется IX международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан». Этого события мы ждали три года. Предыдущий фестиваль радовал жителей и гостей Хакасии в 2014 году. А первый состоялся в 2003-м.

Художник фестиваля, актёр театра «Сказка» Эдгард Арутюнов вспоминает, как начинался «Чир Чайаан».
— Как любое хорошее дело, которое потом становится значительным, он начинался не с посыла сверху, не с указания. Просто в беседах родилась идея, что у нас должен быть свой фестиваль. Этой идеей грезили Светлана Окольникова, в то время директор театра, и Соня Дурова, тогда она, внучка известного актёра Льва Дурова, была завлитом театра «Сказка». Она пришла к нам из проекта «Золотая маска». Долго думали. Хотели, чтобы он был неординарным, и родилось эколого-этническое направление, международный фестиваль театров кукол. Почему международный? Мы уже тогда ездили за рубеж, знакомились с интересными коллективами в Чехии, Польше. Были люди, которых мы хотели показать жителям нашего города. За афишу отвечали Соня Дурова, Светлана Анатольевна и главный режиссёр театра Евгений Ибрагимов. Первый «Чир Чайаан» был самый тёплый. Немецкие друзья, с которыми мы познакомились в Праге, привезли работу «Гамлет фэнтэзи». Для меня ближе первые фестивали, видимо, потому, что они были больше для нас, для театра. Следующие стали ближе к зрителю. Фестиваль расширился. Появились новые площадки — драматический театр, филармония. Стали приезжать драматические коллективы, музыкальные.

— Эдгард, как родилось название фестиваля?
— Мы сразу для себя определили, что нашим духовным покровителем будет Алиса Кызласова — наша Белая Волчица. Мы попросили Алису Алексеевну, чтобы она в образе Белой Волчицы открывала фестиваль. И именно Алиса Кызласова дала название фестивалю: «Чир Чайаан». Это дух-творец, дух земли. Идеальное название для эколого-этнического фестиваля.

— Эмблему «Чир Чайаана» в Хакасии, наверное, знают все. Расскажите, как вы её создавали.— Фестиваль не может быть без своей эстетики, без эмблемы. На тот момент у нас не было художника-постановщика, только я имел образование театрального художника. Ко мне обратились, объяснили, что нужно. Я пошёл к своим друзьям-хакасам: к Пете Топоеву, Саше Котожекову, Славе Кученову. От них получил информацию о духе Чир Чайаане. Зрительного образа духа нет, но есть символы, которые его обозначают. Например, птица и её перо. В орнаменте хакасов он также связан с лестницей в небо. Я решил символы объединить. Взял за основу круг, он в любой мифологии означает землю. У хакасов это ещё и шаманский бубен. Мне рассказывали друзья: чем сильнее шаман, тем больше ступеней на его бубне — три, пять, семь. Поскольку мы были ещё в начале, я поставил три ступени. Далее нужна была птица как символ. Я поместил её над ступенями, несущейся ввысь. Причём в одном крыле у птицы пять перьев, в другом — семь, вот так продлил тему чисел.

Чем легко художнику в Хакасии — здесь такая богатая культура, ничего придумывать не надо. Только умей найти нужное. Я искал образ птицы и нашёл. Как будто провидение помогало. Настолько он был благословен, видимо, этот фестиваль, что я нашёл именно такую птицу, у которой было пять и семь перьев. Три ступени, пять перьев, семь перьев. И человек с петроглифа. А можно ещё сказать, что кукла. Я выбрал этот петроглиф, потому что он похож на танцующего человека. Шрифт разработал на основе хакасских рун. А цвет подсказала природа. Когда осенью в степь выезжаешь — видишь успокаивающий приятный песочно-золотистый цвет. Он стал основным цветом фестиваля.

— Видя свою работу на сувенирах, сумках, рубахах, что вы чувствуете?
— Чувство сродни тому, какое возникает, когда вижу, что мой ребёнок делает успехи на сцене. И здесь я вижу, что символ востребован, нужен, это очень приятно. Мы тогда делали всё на энтузиазме, никто не думал о поощрении. Фестиваль получился таким, каким мы хотели его увидеть. Всё было здорово.

Людмила ВИКТОРОВА

Похожие записи