Строки биографии Виленин Васильевич Андрияшев родился 17 июля 1926 года. Окончил Нижнетагильский горнометаллургический техникум, с 1941 по 1960 год работал в артели “1 Мая” Амыльского прииска Каратузского района. С 1960 года — на Сорском молибденовом комбинате. Руководил театральным коллективом, а также оформлял музеи предприятий Хакасии. При его личном участии было открыто 11 музеев. Среди них в Сорске — музей истории молибденового комбината (в настоящее время городской музей имени В.В. Андрияшева), в Абакане — музей истории мясоконсервного комбината, в Черногорске — истории камвольно-суконного комбината, в селе Бородино — истории госплемсовхоза, в Абазе — музей Абаканского рудоуправления (Абазинский краеведческий музей). Виленин Андрияшев занимался исследовательской, краеведческой работой, опубликовал в областных, городских газетах более ста очерков, легенд, заметок. Награжден медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”, “За гуманизм и служение России”. В 1978 году Виленину Васильевичу присвоено почетное звание “Заслуженный художник РСФСР”. В 2005 году вышел его роман “Золото Амыла”. Он — почетный гражданин городов Сорска и Абазы, он же создал герб Абазы. Музею рудоуправления — быть В 1985 году Андрияшева пригласили создать музей Абаканского рудоуправления в городе Абазе. Инициатором был директор предприятия Геннадий Иванович Малмыгин. Андрияшеву пообещали выделить квартиру, поэтому с ним приехал и сын Владимир с женой Ниной. Этим семейным составом взялись за создание музея. Нина и Владимир хоть и не новички в этом деле, но у Виленина научились многому. Дело спорилось, ведь Малмыгин дал зеленый свет. Виленин со всеми вопросами шел к нему, и все решались положительно. Одновременно собирались материалы о рудоуправлении, передовиках производства. Андрияшев для украшения музея привез из Улан-Удэ чучела собаки, волка, медведя, косули. Музей открыли в рекордно короткие сроки — в 1986 году. Историческая усадьба В Абазе Виленин увидел усадьбу купца Василия Кипреева. Она представляла собой неправильный квадрат, обращенный к реке Абакан кирпичной стеной, с фигурным верхом в виде крепостных бойниц. С запада — тоже кирпичная стена, намного выше: она считалась противопожарной, так как рядом жил вольный кузнец. (Обычно пожары случались от небрежного обращения с огнем в кузницах.) Внутри усадьбы — двухэтажный кирпичный дом с салоном для знатных гостей. Архитектурно-исторической достопримечательностью были и трехарочные (арки ажурно выложены из кирпича) деревянные ворота. Эта усадьба — в Абазе единственный памятник XIX века. На тот момент в ней был расположен магазин. Виленин пришел к выводу: лучшего места для городского музея не найти. Обратились к хозяевам магазина — отказ: им нет дела до истории, главное — деньги. Вот тебе и отношение к истории, памяти… Андрияшев идет с ходатайством к главе администрации Абазы Вячеславу Дмитриенко. Вячеслав Владимирович идею поддерживает, и появляется решение администрации: “дом на Набережной, 24, считать памятником истории города”. Но дом оказался приватизированным. Собрали акционеров, приватизировавших усадьбу, актив единомышленников. Мир не без добрых людей, вопрос решил положительно начальник ОРСа В.Напесочный. Вывезли товары, после чего остались кучи мусора, хлама. Встал Виленин посреди двора, поднял руки к небу и воскликнул: “Наконец-то сбылась мечта!” Что делать дальше? Во-первых, восстановили поваленные заборы, а для любопытных написали объявление: “Осторожно, злые собаки — во двор пускают, обратно — нет” (собак, конечно, не было). Владимир, Нина, Виленин занялись расчисткой подвала. Трудно представить, сколько всего было вывезено на свалку. Так день за днем. Иногда подходили хмельные мужички и спрашивали: — Что планируешь тут делать, Вилен? — Музей города! — Кто займется этим делом и строительством? — Городской Совет и мы с вами. — Вилен, да ты просто фантазер! Он же знал, чего хочет, и знал, что это сделает. Искал единомышленников, и они находились: Евгений Зарков — заместитель директора рудника (жаль, что Малмыгин ушел на пенсию), Маргаритта Шиманская, Леонид Храмов, Надежда Клименко, школьники и многие другие. Большую помощь оказал мэр Вячеслав Дмитренко. Администрация города выделила деньги на ремонт здания будущего музея. Виленин Васильевич исполнял должности прораба, мастера, художника и краеведа. Восстановление начали со двора. Навели порядок. Поставили черно-белый столб с надписями: “До Кубайки 41 километр”, “До Парижу 5000 верст”. В ограде разбили клумбы с цветами, насадили плодовых деревьев. Под навесом сарая расположили технику, с помощью которой когда-то добывали золото и руду. Назвали уголок музея “Потерянный рай”. Восстановили ворота в прежнем виде. Наконец дошла очередь до здания. Требовалось заменить четыре венца дома, полы, выполнить другие работы. Виленин дневал и ночевал в будущем музее. Нина Ильинична, его жена, уже тяжелобольная, приносила завтраки, обеды и ободряла словом. Бесценный друг, верный помощник — при ее поддержке Васильевич воплощал свою мечту. Работали истово, создавая материальную память о людях, времени, жизни. Он-то знал, что есть ценности дороже денег и что не хлебом единым сыт человек. Городской музей открыл свои двери через два года. Музей получился отличным. Здесь размещены экспонаты из истории Абаканского железоделательного завода, экспозиции лесной промышленности, культуры, военно-патриотической направленности, а также фауны и флоры. Открылся музей торжественно. Горели свечи, гости и хозяева пели романсы под звуки рояля, танцевали, произносили поздравительные речи. Людмила Растащенова — автор программы “Путь к себе” республиканского телевидения — сняла фильм. Директором городского музея, конечно же, был Виленин Васильевич Андрияшев. Процесс пошел… Два музея в одном городе планировалось соединить: музей рудоуправления разместить в городском музее. Все экспонаты перевезли. Снова пришлось делать перестановку, менять экспозиции. Разгорелся сыр-бор из-за чучела медведя: “Абаканская благодать” — дочернее предприятие рудоуправления — решила забрать медведя. Появилось дело о хищении материальных ценностей, естественно, последовали допросы. Что, в свою очередь, повлекло нервный стресс — у Андрияшева парализовало левую часть тела. После тяжелой болезни Виленин Васильевич оказался на скамье подсудимых. Как ответчик. Интересен такой момент. Андрияшев поднялся с этой самой скамьи и пошел в железную клетку со словами: “Преступники в ожидании приговора не должны находиться среди людей”. Совещание длилось недолго. В решении говорилось: дело прекратить, ответчика оправдать. Вот тут-то у Виленина покатились слезы. Всякие сюрпризы преподносила судьба: и радость, и горе, и подлость, и доброту. Но такое — впервые. Достойная смена Невестка Нина познакомилась с Владимиром, сыном Виленина, в школьные годы. Володя много интересного рассказывал об отце. Нина прониклась уважением к этому человеку, а когда они с Володей поженились, убедилась, что Виленин действительно необыкновенный. В это время он оформлял музеи Хакасии. Со знанием дела, с огромной фантазией творил музейные чудеса и всегда старался привлечь молодых. К тому же устраивал походы в горы, тайгу, знал и сочинял легенды. Под покровом ночи у костра захватывающе их рассказывал. Его всегда окружали удивительные люди. Так, в улусе Колтаров их встретила женщина по имени Мария, которая во время Великой Отечественной войны брала к себе детей-сирот разных национальностей, отпаивала козьим молоком; спасла 12 детей. Гостей напоила чаем из старинного самовара и даже подарила уникальные вещи для музея… Ненавязчиво Виленин привлекал к музейным делам Володю, Нину и их маленького сына Данила. Нина Ивановна окончила пединститут, отработала по профессии более 23 лет. Но краеведение ее интересовало все больше и больше. С переездом в Абазу занялась музейной работой вплотную. А Володя проявлял фантазию в оформлении экспозиций. Виленин Васильевич передал бразды правления молодым. Нина Ивановна утверждена директором музея, Владимир работает здесь же. Таким образом, Абазинский музей можно назвать детищем семьи Андрияшевых. Сын с невесткой — достойные преемники. Музей отличный, есть что посмотреть, есть чему поучиться, удивиться, а для подрастающего поколения — это история малой родины. Один из посетителей написал: “Я много ездил по Америке, поверьте, не видел там подобного вашему по интересу, уюту музея. Уходить не хочется!” Сегодня… Время стерло обиды. И в бессонные ночи вспоминает Виленин Васильевич добрых, умных, бескорыстных людей. Вспоминает свою Нину Ильиничну, какие она готовила вкусные обеды и ужины, а порой просто заставляла поехать с нею на отдых в тайгу или на рыбалку: природа действовала лучше любого лекаря. И Виленин снова заряжался идеями творить добро, радовать людей. Вспоминает открытые им музеи. Тысячи людей и их дел по его воле останутся в памяти потомков. Виленин Васильевич мечтает издать уже написанные романы “Рысь”, “Подснежники”, открыть музей золота. Много и других планов. Нет дня, чтобы он прожил без пользы для людей. Роза АБРАМОВА Минусинск — Абаза

Похожие записи