— Родословной своей семьи я занимаюсь последние 15 лет. Начинал как любитель, теперь уже могу назвать себя профессионалом, — говорит Алексей Нилогов.

Он — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Хакасского технического института. 
А теперь ещё и председатель историко-краеведческого клуба «Моя родословная», открывшего свои двери в Черногорске и Абакане.

Обрести себя

— Было время, когда знание своих корней являлось чуть ли не священной обязанностью каждого человека. В знатных семьях гордились своим происхождением, тогда как крестьяне особо этим не занимались, им, сами понимаете, было не до того, — рассказывает Алексей Нилогов. — У некоторых восточных народов (казахи, татары) есть такая генеалогическая традиция, как шежере. Это устная передача знания о своих предках до седьмого колена, которая была жизненно необходима. Чем меньше численность того или иного народа, тем больше вероятность заключения родственных браков, что приводит к серьёзным генетическим заболеваниям.У нас в России такая массовая традиция не сложилась, хотя аристократическая генеалогия существовала ещё со времён Ивана Грозного, в том числе для нужд наследственного права. Однако новая — советская — власть старалась всячески стереть из памяти народа его историю до 1917 года, многие вынуждены были скрывать своё происхождение, менять имена, отчества и фамилии, подделывать документы… Я уж не говорю о том, чтобы передавать сведения о родственниках детям и внукам. Поэтому на протяжении всего XX столетия у нас стёрли эту первостепенную человеческую потребность в передаче памяти о своих предках. Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности…» Так оно и получилось: в XX веке мы превратились в Иванов, не помнящих родства. Сейчас мы по скупым сведениям можем восстановить имена предков в лучшем случае до прадедов — по отчествам дедов. У современного человека очень короткая историческая память: три поколения назад, три поколения вперёд. Доходит до абсурда: люди, занимающиеся разведением кошек и собак, родословную своих питомцев знают лучше, чем собственную.

В 2011 году в бытность президента Дмитрия Медведева состоялся государственный совет по вопросам российской истории, где также поднимался вопрос об истории семейной. По словам Дмитрия Анатольевича, три четверти жителей нашей страны не знает своих корней, не интересуется предками и историей своего населённого пункта. Правда, интерес к своим корням у россиян постепенно появляется, но пока за счёт любителей-энтузиастов. А ведь хотелось бы, чтобы это благородное занятие превратилось в национальную идею, которую вся страна ищет последние четверть века.

— Генеалогия в переводе с древнегреческого — это родословие…
— Да, это систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов. В более широком смысле — наука о родственных связях вообще. Генеалогия считается вспомогательной дисциплиной и преподаётся в основном на исторических факультетах. Но, на мой взгляд, изучение истории как раз и надо начинать с изучения собственной родословной. История семьи способствует тому, чтобы человек интересовался историей своей малой родины, а через неё уже и историей большой страны. Без знания истории собственной семьи и рода интерес к истории России будет весьма поверхностным.

— Насколько генеалогия сегодня востребована в России?
— Сейчас в стране наблюдается настоящий генеалогический бум. Люди начинают посещать городские, региональные и федеральные архивы, исследуя свои корни профессионально. Однако Хакасия остаётся белым пятном на карте России, ведь у нас отсутствует площадка для генеалогов, на которой все интересующиеся своим происхождением могли бы обмениваться поисковым опытом. Есть, конечно, отдельные родоведы, которые занимаются этим профессионально. Но мне хотелось бы создать специальную площадку, куда бы люди приходили для обмена генеалогическим опытом, делясь полезной информацией и тем самым помогая друг другу. Ведь когда вы не одиноки, то продвигаться в кропотливых поисках становится намного легче. Знаю это по собственному опыту: пара поисковых неудач и промахов — и интерес пропадает. Поэтому в таком начинании нужна научно-методическая поддержка, клуб единомышленников. В идеале я хотел бы создать Южно-Сибирское историко-родословное общество (ЮСИРО), которое позволило бы объединить генеалогов, историков, краеведов и всех, кто интересуется своими корнями. Для меня эта работа означает связь всех поколений — прошлых, настоящих и будущих. Это и есть те духовные скрепы, которые связывают воедино нашу необъятную Родину.

Передавая опыт…

— Расскажите о собственной родословной… 15 лет работы — не каждому по плечу.— История Абакана насчитывает около 100 лет. Его жители — в том числе и потомки русских переселенцев, приехавших сюда, на юг Минусинской котловины, преимущественно в XIX — XX веках. Кто-то переселился из Центральной части России, кто-то с Урала, а кто-то с Дальнего Востока. Кто и откуда — мало кто вспомнит. Но благодаря архивным документам поиски могут привести к положительному результату. Только так — передавая этот опыт — мы можем остаться людьми. Сегодня в моей родословной около тысячи имён прямых предков. Самое раннее упоминание относится к середине XVI века. Мне удалось отследить своих предков по прямой мужской линии до 16 колена — до времён Ивана Грозного. В числе моих предков были люди разных сословий — от детей боярских (военное сословие в XVI — XVII веках) до крепостных крестьян. В ходе поисков мне стало известно, что, например, мои предки Нилоговы жили в деревне Нижняя Коса Чердынского уезда Пермской губернии. Самое раннее упоминание этого населённого пункта можно найти в писцовой книге Ивана Яхонтова за 1578/1579 годы. Фамилия «Нылыгов» (вариантов написания — более десятка) встречается в писцовой книге Чердынского уезда Михаила Кайсарова за 1623/1624 годы. С территории Пермского края в Енисейскую губернию мои предки Нилоговы переехали в 1859 году, поселившись в деревне Сагайская Каратузского уезда. В конце 1920-х

годов они перебрались в соседнее село Тигрицкое Минусинского района, откуда в 1950-е переехали в Черногорск.

— А где были обнаружены все эти документы?— Начну с того, что я когда-то жил в Москве и имел возможность посещать Российский государственный архив древних актов (РГАДА), где хранятся самые древние документы по российской истории. Найденной там информации мне оказалось недостаточно, поэтому пришлось поработать в архивах Подольска, Перми, Кунгура, Кирова, Красноярска, Минусинска, Каратуза, а также делать запросы в архивы Армавира, Курска, Белгорода, Воронежа, Липецка, Чусового, Санкт-Петербурга, Тобольска, Тюмени. Мне, можно сказать, повезло. Многие необходимые документы не исчезли в ходе войн или природных бедствий, а сохранились в той или иной степени.

Электронный вариант моего генеалогического древа я распечатал на бумаге. Его общая длина — более 10 метров. Но работа на этом не закончена. Некоторая информация требует наличия на руках самих первоисточников. Когда я задокументирую все полученные сведения, систематизировав их в виде полноценной родословной книги, тогда-то и можно будет говорить о конечном результате. А пока хочу делиться этим уникальным опытом с другими людьми, обучая их азам генеалогической науки.

Сказки из прошлого

— И как бы вы посоветовали заниматься этими генеалогическими изысканиями? — Самое сложное в этом деле — найти подлинники. Без них ни одна родословная не может быть признана настоящей. По крестьянским родословным можно найти сведения до конца XV века, если, конечно, вам повезёт так методично проследить свой род по новгородским писцовым книгам. Однако в большинстве случаев исследователям удаётся докопаться до XVII века, реже — до XVI.

В России есть архивы, которые очень хорошо сохранились. Некоторые из них из-за вала генеалогических запросов даже взялись оцифровывать документы и выкладывать их в открытый доступ в Интернет. Таким образом можно заниматься составлением родословной, не выходя из дома, важно знать фамилию, имя и отчество, место жительства вашего предка, чтобы определиться с тем или иным региональным архивом. Также пригодится информация о датах и местах заключения браков, вообще любые сведения о потомках. Прежде чем делать запросы в архивы, необходимо проследить документы до 1917 года по ЗАГСам. Но здесь возникает одна трудность, которая зачастую мешает поискам. Это закон о персональных данных граждан. Чтобы воспользоваться информацией по документам ЗАГСов, необходимо будет подтвердить своё родство с искомым человеком, что не всегда возможно. Приходится находить альтернативные пути поисков, привлекая дальних родственников по соседним ветвям генеалогического древа.

Материал публикуется в рамках гранта по развитию науки в Хакасии
(Окончание в среду, 28 октября)

Беседовал Александр ДУБРОВИН

Похожие записи