В Хакасии набирает обороты скандальная ситуация с внесением изменений в Налоговый кодекс России. Авторы нововведений из числа депутатов Государственной думы либо не просчитали будущие последствия своих решений для бюджетов всех уровней, либо руководствовались исключительно интересами частного бизнеса.

Речь идёт о десятках миллиардов рублей, которых недосчитаются бюджеты многих регионов страны из-за стремления облегчить жизнь крупному бизнесу сверх всякой меры в плане уплаты ряда налогов. И если где-то региональные власти ропщут, но молчат, то Хакасия публично выступает против. Потому что для республики новые правила игры с налоговыми льготами для инвесторов будут иметь крайне нежелательные последствия.

История вопроса

Обсуждаемая тема уходит корнями в 2013 год, когда регионам, входящим в Дальневосточный федеральный округ (ДФО), предоставили возможность давать существенные налоговые льготы бизнесу, который решил вкладывать значительные средства в появление новых производств. Таким образом федеральный центр хотел подстегнуть в ДФО экономическую активность, стимулировать появление новых рабочих мест и остановить наблюдающийся сейчас отток населения с Дальнего Востока в другие части России. Чтобы побудить частный бизнес к инвестициям, Москва дала регионам ДФО возможность вести особый реестр из числа предприятий, решивших существенно вложиться в создание новых производств либо в расширение уже существующих. Счастливчиков, попавших в такой реестр, ожидал налоговый рай. Полное либо частичное освобождение от налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) вплоть до десяти лет. Пряник для тех, кто хорошо умеет считать каждый вложенный рубль. Впрочем, попадание любого предприятия в упомянутый выше реестр облагалось целым рядом условий. Например, в обязательном порядке оно должно было быть согласовано с федеральным министерством экономического развития. Но ключевую роль в отборе претендентов на включение в реестр играли всё же не московские чиновники, а региональные власти. Именно они отбирали претендентов, оценивали их инвестиционные проекты на предмет плюсов для развития той или иной территории, выставляли для бизнеса особые условия, при выполнении которых та или иная компания могла рассчитывать на льготные режимы налогообложения. Важно, что льготы по налогам для бизнеса начинали действовать аккурат после попадания в реестр, о котором мы ведём речь.

Публичный характер этому экономическому прянику для Дальнего Востока придал президент России Владимир Путин. В декабре 2013 года он особо выделил эту тему во время своего ежегодного обращения к Федеральному Собранию. Более того, он предложил расширить список регионов, имеющих право на введение режима налоговых преференций. В число таковых включались Хакасия и Красноярский край, чуть ранее к числу таких регионов отнесли Туву. Особого отношения к нашей республике в этом вопросе со стороны первого лица страны удалось добиться благодаря лоббированию этой темы главой Хакасии Виктором Зиминым и депутатом Государственной думы Надеждой Максимовой. Летом 2014 года решение было оформлено законодательно.

Недолго музыка играла

Нужно ли говорить, что в Хакасии его восприняли как большой успех? Поскольку республика получала весомый экономический инструмент по привлечению в регион крупного бизнеса. И, похоже, что в последующие два года мера налоговых преференций для крупных региональных инвесторов зарекомендовала себя весьма положительно. Иначе как объяснить тот факт, что в 2016 году президент подписывает поручение правительству России распространить накопленный опыт на всю территорию страны. Получалось, что в части ведения инвестиционных реестров регионы Дальнего Востока, а также Хакасия, Тува и Красноярский край уравнивались со всеми прочими.Но как же тогда быть с целью оказать вышеназванным субъектам РФ особую экономическую поддержку? Создать именно там уникальные условия для развития региональных экономик, появления рабочих мест и привлечения инвестиций? Вопрос решили кардинально. Причем поправками депутатов Государственной думы в действующее налоговое законодательство. В стенах нижней палаты федерального парламента группа народных избранников родила инициативу, согласно которой в регионах ДФО, а также в Хакасии, Туве и Красноярском крае получение налоговых льгот для любых предприятий отныне не увязывалось с нахождением этих предприятий в специальном инвестиционном реестре. Более того, при выполнении самых минимальных требований для бизнеса, инвестирующего в собственное развитие и желающего сэкономить на налогах, вводился уведомительный характер получения льгот по налогу на прибыль и НДПИ. То есть если раньше инвестор каждый свой шаг должен был согласовывать с региональной властью, а та, в свою очередь, заручаться поддержкой федерального министерства экономики, то новые поправки в корне изменили правила игры. Теперь инвестор может самостоятельно обратиться в налоговую инспекцию с требованием распространить на него налоговые льготы при выполнении всего одного условия — осуществления капитальных вложений в сумме не менее 50 миллионов рублей в течение трёх лет. Звучит красиво. Для бизнеса. И катастрофически — для регионального бюджета. — На практике получается, что в существующем виде налоговые льготы при осуществлении региональных инвестиционных проектов можно распространить на все угледобывающие предприятия Хакасии. Купили они один экскаватор. Вот вам и 50 миллионов капитальных вложений. Право претендовать на налоговые льготы, — поясняет ситуацию первый заместитель председателя Верховного Совета Хакасии Юрий Шпигальских. Но главный подводный камень нового законодательства заключается в сумме налогов, которые могут сэкономить угольные предприятия Хакасии. Более того, они могут предъявить к возврату уже уплаченные в бюджет налог на прибыль и НДПИ начиная с 2013 года.

— Мы подсчитали, что только за год при максимальной реализации такого подхода со стороны тех, кто подпадает под действие нового закона, Хакасия потеряет два миллиарда 561 миллион рублей налоговых поступлений. Прибавьте к этому возможность возвращать уже уплаченные налоговые платежи. И получите выпадающие доходы бюджета свыше семи миллиардов рублей, — говорит министр финансов Республики Хакасия Ирина Войнова.

А что же дальше?

Надо ли говорить, что озвученные цифры привели финансово-экономический блок правительства в уныние. Особенно с учётом уже существующего дефицита республиканского бюджета и проблем с государственным долгом. В других регионах ДФО, да и в Туве и Красноярском крае новость тоже восприняли без энтузиазма. Более спокойная реакция соседей объясняется лишь тем, что структура налоговых поступлений там несколько иная, чем в Хакасии, и налоговые платежи в бюджет от недропользователей не столь весомы в общем разрезе, как в нашей республике. При этом минфин России, похоже, не в курсе той подводной бомбы, которую подложили ему инициаторы радикальных поправок в Налоговый кодекс из числа депутатов Государственной думы. Потому как главное фискальное ведомство страны денно и нощно ищет способы налоги в любых видах поднять, дабы собрать в бюджет России побольше финансовых ресурсов. А тут такой сюрприз. Упадут ведь и отчисления в федеральный бюджет, поскольку налоги, на которые распространяется льгота, лишь частично оставались в региональных бюджетах, существенная часть шла и в бюджет страны.— Мы посчитали, и оказалось, что только по Хакасии потери федерального бюджета составят 795 миллионов рублей. А есть ведь и другие регионы, — говорит Ирина Войнова.

Чем руководствовались депутаты, инициировавшие изменения в Налоговый кодекс, тоже вопрос весьма интересный. Ведь налицо ситуация либо серьёзной ошибки, либо лоббирования интересов недропользователей за государственный счёт. Впрочем, разбирать мотивы авторов поправок нужно отдельно. Сейчас же республике необходимо в кратчайшие сроки донести до федерального центра будущие негативные последствия для множества региональных бюджетов уже принятого решения. Тем более что общего понимания случившегося в Москве, похоже, нет. С целью привлечь внимание к ситуации высших федеральных сил Верховный Совет Хакасии 20 сентября обратился в Государственную думу с законодательной инициативой. Её инициатором выступил глава Хакасии Виктор Зимин. Такой возможностью республиканские парламентарии, кстати, пользуются крайне редко. Но очевидно, что сейчас тот случай, когда молчать просто нельзя.

Чем сердце успокоится?

Суть законодательной инициативы главы Хакасии, которую поддержал Верховный Совет, проста. Хакасский парламент предлагает исключить республику из числа регионов, где для получения налоговых льгот инвесторам-недропользователям достаточно лишь подать заявление в налоговую инспекцию. Предлагается вернуть порядок, при котором решение о включении юрлица в реестр региональных инвестпроектов принимает региональная власть по согласованию с федеральным министерством экономики. Предварительные переговоры с регионами, оказавшимися в одной лодке с Хакасией, говорят о том, что поддержка у республиканской законодательной инициативы будет. Но окажется ли она достаточной, чтобы вернуть всё на круги своя и побороть те силы, которые пролоббировали весьма сомнительные законодательные инициативы на федеральном уровне?

Виктор ЛЕБЕДЕВ

Похожие записи