Мне нравится, когда зал вслушивается в то, что происходит на сцене, с таким вниманием, что тишина будто звенит от него. Мне нравится, когда внимание это боятся нарушить словом, звуком, неловким движением даже, — отчего замирают с первых реплик и сидят тихо, не дыша почти, до самого конца действа.

Мне нравится, что внутреннее напряжение нарастает и нарастает, и к концу спектакля, когда актёры выходят на поклон, долго сдерживаемое взрывается такой яркой, такой настоящей овацией. И аплодисменты в ней, слившись из многозвучья множества ладоней, звучат так слаженно и ритмично, что кажется — это стучит сердце. Да, одно большое зрительское сердце…Это случается не так часто, и в театральной жизни — жизни актёров и зрителей, которые связаны незримо, но тесно, это означает большой и безусловный успех.Так было на премьерном показе спектакля «Старший сын», состоявшемся 13 октября в Хакасском национальном театре кукол «Сказка».Ну да, Вампилов… Пьеса, написанная 50 лет назад, и сотни, а может, тысячи уже раз прогремевшая на подмостках самых разных театров.Фильм, снятый по ней в 1975 году, ставший гордостью советской киноиндустрии.Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, сыгравшие роли Сарафанова, Бусыгина, Сильвы.

Казалось бы, этим сказано всё и ничего нового добавить просто невозможно. И вообще — у нас же театр кукол?!

Признание мастера

Но так сошлись звёзды. Так правильно сошлись звёзды… Просто ни убавить, ни отнять, как они сошлись. И те, что на небе, и те, от которых всё зависело на земле.Произошло это в начале июля, когда республика принимала у себя гостей IX международного эколого-этнического фестиваля «Чир Чайаан», и Александр Стависский, доцент кафедры режиссуры и актёрского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства, приехал в Хакасию руководить лабораторией театральных кукол. Тогда совместно с актёрами театра «Сказка» буквально за несколько дней Стависским был поставлен «Сон Татьяны» по Александру Сергеевичу нашему Пушкину. Постановка сложная сама по себе, а если учесть ещё фестивальную занятость актёров, и премьеру спектакля «Мария Стюарт», к «Чир Чайаану» приуроченную, практически невозможная. Однако всё случилось просто здорово — актёры театра «Сказка» вновь доказали, что способности их безграничны, работать они хотят, работу свою любят. Удивительные метаморфозы актёров-людей, актёров-кукол, обрамлённые гениальными строфами поэта ломали литературные и театральные стереотипы настолько, что у зрителя захватывало дух.

Сегодня Александр Стависский признаётся, что давнюю идею поставить вампиловского «Старшего сына» он решил воплотить именно в Хакасии после того, как пообщался, поработал с актёрами театра «Сказка».

Работать пришлось плотно

— Я давно хотел поставить пьесу Александра Вампилова, предложил её. На фестивале познакомился с актёрами и утвердился в мысли поработать над «Старшим сыном» здесь. Воплощали идею в жизнь чуть больше месяца — мы с художником Валерием Полуновским (также преподавателем Санкт-Петербургской академии театрального искусства, известным и востребованным сценографом, номинантом «Золотой маски» за спектакль «Васса Железнова», МХАТ им. Чехова. — Е.А.) приехали сюда последними летними днями, только 19 августа знакомились с цехами. Работать пришлось очень плотно, но я не слышал жалоб. Всё делалось вовремя и правильно. Конечно, пьеса такого качества, что она сама задаёт ритм, заставляя играть любого даже мало-мальски искреннего артиста.
В то же время ей уже 50 лет, да и после хрестоматийного фильма «Старший сын» прошло уже более двадцати лет, поэтому мы просто обязаны уже вновь подходить к темам, обозначенным в пьесе. Параллель «старший сын — блудный сын» в принципе прежде не рассматривалась, но библейская, притчевая мораль заложена в пьесе. Мне хотелось куклами высветить именно эту идею. Не знаю, как получилось это, может, неуместно, но мы постарались сбалансировать существование действа в куклах и в драматической игре актёров. Конечно, по большому счёту мы только подступились к этому спектаклю, только «разыгрались». Я надеюсь, что актёры театра «Сказка», дальше играя эту пьесу, будут всё более погружаться в неё, играть её много раз, делая раз за разом лучше и лучше.

Доверчивость души

Действительно, режиссёрское прочтение пьесы Вампилова «Старший сын» несколько по иному высветило простую и как бы комедийную историю, в которой два балбеса решают (подумаешь?!) немного смошенничать просто потому, что электричка ушла, ночи холодные и нужно же где-то переночевать.Действительно, почему бы и нет, если есть люди с доверчиво открытыми душами, которые верят даже фантастическим, сериальным, прямо в духе индийских фильмов, историям. «Папа, я твой сын!» — неизвестный, давно оставленный, родной…Сказка? Да ничего подобного! Это срез вымышленной реальности, перекликающийся с тем, какой на самом деле (по замыслу автора, режиссёра и Бога, конечно) должна быть настоящая жизнь. Никакой дидактики — просто работа души. Просто потому, что есть такие люди, как музыкант Сарафанов. Его искренность, доброта и интеллигентность «зашкаливают».Столько у него этой искренности, что хватает на всех добрых людей, которые, оказывается, готовы измениться в ответ. Измениться и изменить всю жизнь. Сарафанов — он ведь такой…

— Жизнь справедлива и милосердна, — говорит он. — Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит… И веришь этому…

Сказочники. Синоним — таланты

Исполнитель роли Сарафанова Андрей Тимофеев (не буду перечислять регалии, кто же в Хакасии не знает и не любит этого актёра) в роли предельно органичен и убедителен. Иногда даже спрашиваешь себя, играет ли он сейчас или на самом деле такой. Потом спохватываешься, отвечаешь себе, что лично знаком с Андреем, видел его в разных постановках, ну да, играет роль, на самом деле он другой… А какой? Отчего роль музы-канта-растяпы-неудачника, но талантливого и доброго человека, так ему впору? И потом, пытаясь рассмотреть всех и каждого, понимаешь, что каждая роль в этом спектакле оказалась именно впору всем задействованным актёрам, и все они органичны и искренни. Как-то всё же сказочники они. Синоним — талантливые.Спектакль, в отличие от пьесы, многонаселён — и это такой кайф. Благодаря режиссёру представлены интереснейшие типажи из советского «вчера», а это самое «вчера» благодаря множеству деталей окрашено ностальгическим вечерним светом добрых воспоминаний. Синяя куртка от школьного костюма с эмблемой книжки на рукаве, черно-белый телевизор, мельтешащий рябью, переключающиеся пассатижами каналы, речь дорогого Леонида Ильича на одном из съездов, магнитофон «Электроника», кружевная пижонская рубаха и множество других узнаваемых деталей: реквизит моментально меняет пространство.Благодаря этому происходит быстрое погружение в эпоху — настолько точное, что, когда в утренней сцене радиоприёмник начал передавать сигналы точного времени, а потом зазвучал гимн Советского Союза, зрители, не веря, стали удивлённо переглядываться.Этот гимн, который пару десятилетий будил по утрам всю Россию, высветил не промежуток времени — эпоху целую. В которой было… Многое было, о чём сейчас мы вспоминаем с радостью и грустью. Родители наши были. Детство — да, тоже. Школа, любовь, становление, жизнь. Люди, о которых писал Вампилов, — соседи наши, да даже мы сами, это же он о нас весь спектакль такой пронзительный и смешной.И от этого обмерло сердце, и хорошо так стало — будто с родными повидался.

Потому что именно так сошлись звёзды…

Елена АБУМОВА

Похожие записи