«Хакасия» продолжает публикацию материалов победителей республиканского конкурса творческих работ учащихся на тему «Герой труда нашего города, района, села, я горжусь им!»

О Брониславе Семёновиче Майнагашеве, легендарной личности, писали газеты «Хакасия» и «Хабар», были сюжеты по телевидению, изданы книги… Контр-адмирал Военно-морского флота СССР, капитан дальнего плавания, первый хакасский инженер судовождения, начальник морских перевозок и операций Западного района советской Арктики, заместитель начальника администрации Северного морского пути, начальник главной морской инспекции министерства морского флота СССР, член коллегии министерства морского флота СССР, капитан атомных ледоколов «Арктика», «Таймыр», «Вайгач». Таков послужной список Бронислава Семёновича.С раннего детства он мечтал стать моряком, хотя родился далеко от морских путей. Детство его прошло в Новосибирске. В 1946 году окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова. Там готовили кадры для обслуживания Северного морского пути: инженеров, метеорологов, гидрографов, океанологов. В Советском Союзе для отечественных судов с атомными энергетическими установками требовались серьёзные специалисты, способные работать с новой техникой.И начались героические трудовые будни в Ленинградском морском агентстве главного управления Северного морского пути. Он был капитаном и помощником капитана на ледоколах «Алёша Попович», «Сибиряков», «Красин», «Ермак», «Илья Муромец». Профессионализм, трудолюбие, ответственность — качества, которые позволили Брониславу Майнагашеву стать одним из лучших в профессии. Его направляли выполнять самые трудные задания.В 1963 году была очень сложная навигационная обстановка: естественный взлом ледяного припая в проливе Вилькицкого в том году не состоялся. До августа Карское море стояло забитым льдами, а море Лаптевых — вообще в многолетних льдах. В такой экстремальной ситуации Майнагашев и его помощники сумели обеспечить успешное прохождение судов. За эту работу он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Второй орден Трудового Красного Знамени ему вручили в 1970-м за экспериментальное плавание дизель-электрохода «Гижига» в Дудинку. Эксперимент заключался в обеспечении условий для круглогодичной навигации и освоении трассы Севморпути. Эксперимент удался, и год спустя в Дудинку в условиях полярной ночи пришёл целый караван транспортных судов.В 1983 году в Арктике 22 транспортных судна оказались зажатыми торосами. Льды могли раздавить корабли. Руководство СССР за высокий профессионализм и организаторский талант назначило Майнагашева начальником штаба по спасению флота. Он так скоординировал усилия моряков, лётчиков, гидрографов, что в течение двух месяцев суда были освобождены. Была снята угроза остановки промышленности Чукотки и эвакуации на материк большинства населения. (Последствия же могли же быть страшные.) Начальник штаба был награждён высшим из орденов Советского Союза — орденом Ленина.Помимо Арктики Бронислав Семёнович совершал рейсы в Лондон, Монреаль, Гавану, Сингапур и многие-многие другие порты. Было бы интересно послушать его воспоминания об этих рейсах! Меня не удивляет то, что Бронислав Семёнович знает несколько европейских языков. Думаю, что это требование профессии. Но то, что можно, не проживая в Хакасии, знать и любить родной язык — это вызывает глубокое уважение. На съезде хакасского народа Майнагашев приветствовал делегатов на родном языке. Трогает ещё и то, что во все путешествия он брал с собой горсть земли хакасской. Наверное, это было оберегом, ведь опасностей и несправедливости на пути моряка было очень много.

Его товарищи, сослуживцы вспоминают, что одна из отличительных черт Бронислава Семёновича — уважительное отношение к людям, будь то высокопоставленный чиновник, будь то матрос… Жизнь Бронислава Семёновича Майнагашева говорит о том, что мечты сбываются. Но только в том случае, если будешь целенаправленно идти к свой мечте.

Данияр КОСТОЧАКОВ, ученик школы № 25 Абакана

Похожие записи