Федеральный закон от 8 мая 2010 года, который призван коренным образом изменить систему правовых отношений в области образования, коснется буквально каждого жителя страны. Активное участие в его экспертизе, выработке приоритетов принимают ректоры ведущих вузов России. На заседании очередного Совета Российского Союза ректоров одним из основных вопросов повестки дня было определение задач и этапов реализации вузами федерального закона  № 83. В работе Совета принимала участие ректор Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова Ольга ШТЫГАШЕВА.

— Ольга Владимировна, данный Совет стал знаковым и для вас: вы приняты в члены Российского Союза ректоров, позвольте вас с этим поздравить.

Как известно, закон начнет действовать с 1 января 2011 года. Какие задачи в качестве главных для ректорского сообщества были определены на заседании Совета?

— Прежде всего необходимо изучить закон и подготовиться к его реализации. Следует отметить, что происходит изменение парадигмы финансирования системы высшего образования. Изменения заключаются в том, что предложено повышать эффективность деятельности, а не эффективность бюджетных расходов. Механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должны зависеть напрямую от сферы их деятельности. Заявленные цели — повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств. Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления. Механизмы достижения поставленных задач предполагаются такие: первый — расширение объема прав части бюджетных организаций по аналогии с автономным учреждением; переход на субсидии по госзаданию; устранение субсидиарной ответственности — в итоге полученные доходы будут поступать в распоряжение бюджетного учреждения. Второй — перевод остальных бюджетных учреждений в казенные учреждения с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом. Финансовое обеспечение будет зависеть от результатов и показателей эффективности оказания государственной услуги. Тем самым создается мотивация для экономии средств.

В системе образования деньги должны выделяться под реализацию конкретных задач: прежде всего на выполнение государственного задания. В вузе это средства для обучения конкретного студента. Затем на развитие науки и инновации, это тоже часть государственного задания. Акцент в этом случае делается на научно-исследовательские университеты, федеральные целевые программы, гранты. Такой подход к финансированию заставляет участников конкурсов думать об индикаторах и целевом эффекте каждого исследования. Усиление научного финансирования вузов наряду с академической наукой принято в среде последних неоднозначно. Но предложены ли сегодня иные пути удержать молодежь?

Министру образования и науки России Андрею Фурсенко на Совете российских ректоров был задан вопрос: “В чьих интересах принят закон?”

Ответ министра прозвучал так: “В интересах ребят, которые хотят получать качественное образование, и в интересах вузов, которые могут давать качественное образование”. При этом не должно доминировать платное образование (Конституция РФ, статья 47), нельзя снижать качество образования.

Одним из ключевых звеньев предстоящей реформы является совершенствование правового статуса бюджетных организаций. “Принятие закона — это только полдела. Фактические результаты этой реформы будут зависеть от работы исполнительной власти, особенно региональной”, — так комментирует председатель правительства России Владимир Путин начавшиеся изменения.

— Если республиканские бюджетные организации, которым предстоит стать бюджетными учреждениями, только готовятся к переходу на новую систему оплаты труда, то в университете она действует. Можно ли говорить о том, что наш вуз ушел от прошлой уравниловки и тот, кто лучше работает, больше зарабатывает?

— На этот вопрос могу ответить утвердительно. Новая система оплаты труда бюджетных учреждений максимально адаптирована к нынешним условиям хозяйствования и способна влиять на качество оказываемых услуг. Снятие жесткой регламентации тарифной сетки позволяет теперь оценивать труд работника в зависимости от таких факторов, как объем выполняемой работы, уровень образования и квалификации работника, должностные требования… Университет в течение 2009 года апробировал новую систему в качестве эксперимента, а с 2010-го с учетом накопленного опыта перешел на эту систему.

Ученый Совет утвердил разделение общего фонда стимулирующих выплат на части: за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; по итогам работы и резервный фонд стимулирующих выплат.

Внедряемая оценка эффективности деятельности работников, основанная на объективных подходах к определению критериев рейтинга, их содержания, весомости и нормативного размера выплат стимулирующего характера, является мотивацией труда всех работников университета.

— На недавней встрече премьера Владимира Путина с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, а затем в его выступлении на “правительственном часе”, было подчеркнуто, что демографический кризис, который постиг нашу страну, переходит в сферу профессионального образования, и спад этот будет продолжаться до 2020 года. И теперь вузы должны совместно с властью определять, как лучше на взаимовыгодной основе решать задачи системы образования и реальной экономики. Наш университет к этому готов?

— Сейчас в стране 7,5 миллиона студентов, к 2013 году будет только 5 миллионов, за три года произойдет снижение на 30 процентов. Конкуренция вузов будет только усиливаться, и от политики региональных властей будет зависеть формирование необходимого кадрового потенциала.

Наш вуз работает, объективно оценивая демографическую ситуацию, а также в соответствии с принятой в России концепцией образования. В ней происходят серьезные изменения — осуществляется переход на уровневое образование — бакалавриат и магистратуру и федеральные государственные образовательные стандарты. В связи с этим университет решает целый ряд задач.

Первый их блок: развитие системы уровневого непрерывного образования по различным образовательным траекториям, включая возможность получать образование в течение всей жизни, модернизация инфраструктуры дополнительных образовательных услуг. Второй — совершенствование технологий организации и ведения образовательного процесса на основе компетентностного подхода, а компетенции разрабатывает работодатель. Третий блок задач при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты — достижение нового качества образования через увеличение практической составляющей в подготовке студентов.

— Что делается для того, чтобы подготовка была адресной и выпускник был востребован в нашем регионе, а работодатель ждал его?

— Подготовка квалифицированных специалистов, безусловно, должна отвечать потребностям региона и общества в целом по количеству и качеству специалистов, с учётом, опять же, демографической ситуации и состояния рынка труда. Наш университет ведет подготовку специалистов массовых квалификаций: педагогов, врачей, юристов, экономистов, инженеров, ветеринаров и других. В первую очередь мы ориентированы на местный рынок труда и локальную экономику, а основной эффект деятельности заключается в обеспечении региона Южной Сибири квалифицированными кадрами.

Надеюсь, что улучшение в системе адресной подготовки кадров будет связано с утверждением планов социально-экономического развития районов, муниципальных образований, поселений. В этом случае целевая контрактная подготовка обретет новый, а вернее, старый смысл. Вузы готовят специалиста, государство финансирует подготовку, а муниципальные или региональные власти решают вопросы, связанные с жильём, рациональным трудоустройством, созданием инфраструктуры для закрепления семей молодых специалистов. Без комплексного решения у регионов нет будущего. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества — классическое определение актуально и сегодня.

В качестве примера можно говорить о том, что принято решение о формировании в Хакасии новой долгосрочной целевой программы “Государственная поддержка инновационной научной и научно-внедренческой деятельности в вузах Хакасии”. По рекомендации фракции “Единой России” в Верховном Совете республики на эту программу в нынешнем году будет выделено восемь миллионов рублей. На 2011 — 2015 годы в форме долговременной целевой республиканской программы запланировано направлять по 15 — 20 миллионов рублей в год… Средства в виде грантов планируется выделять для стажировки студентов и молодых ученых в других вузах и на предприятиях России, за рубежом, а самое главное, станет возможным финансирование и внедрение в промышленное производство, социальный сектор новейших достижений ученых и студентов из Хакасии. Правда, от намерений до реализации путь бывает непредсказуемым и долгим…

— Можно привести примеры, когда потенциальные работодатели выступают как соинвесторы каких-либо программ, реализуемых в университете? Или, как принято сейчас говорить, есть ли у ХГУ возможность иметь эндаумент-фонд?

— Традиции партнерства государства, общества и предпринимательства на ниве образования продолжены заключением на VIII съезде Российского Союза ректоров соглашений о стратегическом партнерстве Союза с ведущими объединениями бизнес-сообщества.

Можно вспомнить и о том, что в начале нынешнего года президент РФ Дмитрий Медведев, побывав в Томске, принял решение перечислить свою месячную зарплату в недавно созданный эндаумент-фонд Томского политехнического университета. Деньги были переданы управляющей компании, а доходы от их инвестирования в акции или облигации направят на нужды вуза.

В развитых странах мирового сообщества одним из столпов высшей школы являются выпускники вузов. Их образование и успешная карьера конвертируются возвращением альма-матер пожертвований эндаументам (фондам) значительных сумм, которые идут на развитие вуза. У нас в университете пока такого фонда нет. Но мы благодарны за все виды помощи, которые предприниматели оказывают нашему вузу. Так, попечительский совет медико-психолого-социального института ХГУ сыграл важную роль в открытии специальности “лечебное дело” в университете. И, конечно, мы надеемся, что в дальнейшем наши успешные выпускники также будут поддерживать свой университет. Наступает время, когда вкладывать средства в образование становится престижным, а сотрудничество с предпринимателями-подвижниками необходимым.

— Известно, что вуз, имеющий статус университета, должен объединять два важных направления: образование и науку. Как удается это реализовывать?

— Основополагающий для высшей школы тезис: “docendo discimus — уча, учимся”, только исследователь, идущий вперед, создает школу. Справедливо и то, что “учась (исследуя), учим — discendo docemus”.

Университетом накоплен значительный научный потенциал. Высокие результаты научно-исследовательской деятельности ученых ХГУ подтверждаются победами в различных конкурсах, наградами и премиями правительства России, а также грантовой поддержкой исследований престижными научными российскими и международными фондами. Финансирование научной деятельности вуза осуществляется на конкурсной основе, что является общемировой практикой. Поэтому участие в конкурсах грантов, целевых программ является неотъемлемой частью деятельности каждого ученого университета. Участие в таких конкурсах имеет целью не только получение средств для проведения конкретных исследований, но, что не менее важно, направлено на подготовку научно-педагогических кадров (кандидатов и докторов наук), закрепление их в сфере образования и науки. Кроме того, по уровню полученных грантов и проектов можно судить и о научном потенциале вуза. В этой связи следует особо отметить победы наших ученых в крупнейшей федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. Два научных коллектива университета (филологи и экономисты) получили финансирование в конкурсе научно-образовательных центров. Объемы финансирования соответственно: проект экономистов “Этнокультурный потенциал как один из факторов конкурентоспособности регионов Сибири” — 13,2 миллиона рублей и проект филологов “Проблемы идентификации культурных инвариантов в анализе социальной действительности в контексте региональной культуры” — 15 миллионов.

В состав коллективов входят до 30 человек, и не менее половины — это молодые ученые: кандидаты наук, докторанты, аспиранты и студенты. Участники проектов получают не только достойную оплату труда, но и имеют возможность работать в научных центрах России и за рубежом, что очень важно для становления как самих молодых исследователей, так и формирования научных школ.

Достойный научный уровень мы демонстрируем в конкурсах грантов ведущих научных фондов (Российского фундаментального научного фонда, Российского гуманитарного научного фонда), в грантах президента Российской Федерации.

Университет является центром проведения многих научных мероприятий, в том числе общероссийского и международного уровней. Студенты ХГУ принимают активное участие в различных научных и научно-практических конференциях, конкурсах научных работ общероссийского уровня.

Не менее значимой частью научной работы является участие студентов в инновационной деятельности. 14 мая 2010 года состоялся республиканский молодежный конвент “Инновационная Хакасия-2010”, в котором студенты и молодые ученые университета приняли активное участие. На конкурс научных разработок студентов от вуза был представлен 21 проект. Два из них получили первое и третье места.

— Ольга Владимировна, совсем недавно в университете открылся современный электронный читальный зал. Несомненно, для нас это прорыв. Что в практическом аспекте дает университету этот ресурс?

— Современный вуз не должен быть лимитирован расстоянием: кто владеет информацией, тот владеет миром. Поэтому открытие электронного читального зала в университете можно оценивать как факт, свидетельствующий об очередной ступени развития вуза, и в то же время как фактор, необходимый для его развития. Это не первый и не единственный электронный читальный зал библиотеки. Но аналога новому электронному читальному залу нет, не только в стенах университета, но и во всей республике.

Новый читальный зал — удобное помещение, где для пользователей установлены 25 терминалов, работу которых обеспечивает сервер, оснащенный свободным программным обеспечением. Система подключена к корпоративной сети передачи данных университета с шириной канала 100 мегабит в секунду, что позволяет эффективно получать и передавать информацию.

Согласованная работа сотрудников многих структурных подразделений университета сделала возможным открытие современного электронного читального зала. Обычно на поверхности лежат усилия по финансированию и реализации таких составляющих, как приобретение сервера, компьютеров, выполнение проектно-ремонтных работ, однако это лишь вершина айсберга.

Университет приближался к этому событию долго. Мы прошли путь от понимания необходимости иметь такой образовательный ресурс до преодоления инертности и создания учебно-методических комплексов по дисциплинам, разработанных преподавателями университета. Сегодня наполнены содержанием тысячи файлов — лекции, практикумы, рабочие программы, тесты. Все это — продукт деятельности профессорско-преподавательского состава и других участников учебного процесса ХГУ. Это первое, к чему открывает доступ электронный зал. Кроме того, обеспечена возможность работы во всех лицензионных базах, с владельцами которых у нас есть соглашения. Читатели библиотеки смогут воспользоваться здесь электронными ресурсами, предоставляемыми библиотекой по всем образовательным программам университета, а также ресурсами Интернета. Имеется и электронный каталог, который является, как и в других книгохранилищах мира, основным электронным продуктом библиотеки. В доступе сейчас находятся пять баз данных, раскрывающих фонды библиотеки ХГУ; книжный (более 115 тысяч записей), статьи из периодических изданий, электронных изданий, авторефератов диссертаций, рабочих учебных программ. Общий фонд электронного каталога — около 200 тысяч записей, 10 тысяч информационных карт индивидуального доступа.

Основные функции ЭЧЗ — библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса и научных исследований на основе современных компьютерных технологий; предоставление студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам доступа к локальным и удаленным электронным ресурсам; накопление фонда электронных документов; обслуживание читателей; консультационная помощь.

— Какова, на ваш взгляд, роль университета в социуме, обществе, регионе?

— Миссия университетского образования заключается в формировании нового типа российского интеллигента, сочетающего в себе высокий интеллект с умением творчески и продуктивно работать. В начале третьего тысячелетия мы столкнулись с новыми вызовами в технологической, научной и общественной сферах. Как использовать природные ресурсы и развивать производство? Как гармонизировать научно-технический прогресс и природную среду? Каким будет духовность человека в условиях информационного общества? Каким будет место России в мире?

Чтобы ответить на этот глобальный вызов в перераспределении интеллектуальных, технических и природных ресурсов, нужны люди, способные принять вызов, и большая, значимая, вдохновляющая цель. Такие люди есть. Есть и цель: доказать, что Россия — великая страна, и не только своей историей, она может и должна остаться великой страной в различных сферах жизни, мы в ответе за ее будущее и знаем, как справиться с этой ответственностью.

Область нашей ответственности — это Хакасия и регион Южной Сибири как части России. Тезис: университет должен быть не вообще полезен, а полезен республике — для нас основополагающий.

Роль классического университета не ограничивается только подготовкой кадров — образованию отводится роль главного фактора в развитии человека. Студенты университета получают фундаментальные знания, и это определяет образовательный уровень общества и развитие региона в целом, формирует общекультурное пространство.

Университетское образование по своей сути — совокупность общенаучных и специальных компетенций, позволяющих выпускникам решать актуальные задачи производства, вести научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Этот аспект, как и вообще миссионерское служение, если мы говорим о миссии университета, невозможно измерить процентом трудоустройства. Иногда выпускники реализуют свои способности и знания совершенно в неожиданных областях, но это и есть цель университетского образования — раскрыть творческий потенциал и возможности самореализации каждой личности.

— Давайте, Ольга Владимировна, вернемся к проблемам сегодняшнего дня. Начинается набор абитуриентов. Позволю себе процитировать слова министра образования России: “ Из-за демографии у нас падает количество выпускников. И сегодня вузы борются за каждого, особенно за тех, кто показал хорошие знания”. Как будем бороться?

— Министр образования и науки России Андрей Фурсенко сказал прямо: “Рассчитывать на то, что мы отберем того, кого нам нужно, не приходится. Мы должны готовить людей для поступления в те вузы и на те специальности, которые мы считаем необходимым заполнить. Мы должны готовить, ориентировать, объяснять, помогать друг другу.”

Как от слов перейти к делу? Думаю, необходимо начать со стратификации факторов риска. Выделить группу факторов, которые являются следствием демографии: количество школьников и абитуриентов, их гендерный и этнический состав. На эти факторы мы повлиять не можем. Но мы можем и должны направить свои усилия на модифицируемые факторы риска: формировать интеллект, создавать мотивацию к изучению фундаментальных дисциплин, помогать в выборе профессии, способствовать в закреплении для дальнейшей работы и проживания на родной земле.

От честного ответа на вопрос: “Кто обеспечит жизнеспособность региона, если главный показатель эффективности работы школ — количество уехавших в отдаленные вузы?” — зависит судьба нашей республики через пять — семь лет. Этот вопрос актуален как никогда. Утверждение Декарта, что о человеке надо судить не по его дарованиям, а по тому применению, которое он им дает, не теряет актуальности.

Как и прогнозировалось нами в течение года, произошло снижение бюджетных мест в целом на 20 процентов, в том числе по следующим направлениям подготовки: гуманитарному (юриспруденция и социология), по экономическому и педагогическому. К участию в конкурсе на контрольные цифры приема мы подошли вполне осознанно: сами секвестрировали некоторые направления подготовки или ограничивали число заявленных мест. Стремились заявлять подготовку по бакалавриату и магистратуре, а не по специальности там, где уже были подготовлены условия для их открытия.

И это не случайно, ведь начиная с этого года, число выпускников школ уменьшается вдвое. При этом очень важно сохранить квалифицированные кадры вуза, создать им условия для работы по профессии, но в направлениях переподготовки и последипломного образования. А такая возможность у Хакасского государственного университета есть.

— Как вы считаете, каких факультетов не хватает ХГУ?

— Если равняться на ХII век — время, когда возникли первые университеты в Болонье, Париже и Оксфорде, то можно говорить о трех главных факультетах того времени. Это юридический, медицинский и теологический. Юристы и врачи у нас есть. Выходит, не хватает доморощенных философов? Боюсь, работодатели нас не поймут! Так что пока вполне хватит тех 80 специальностей, направлений, квалификаций, которыми располагаем. А будут новые вызовы, думаю, мы сумеем соответствовать.

А если серьезно, то, конечно, вуз должен развиваться. И определяющим является следующий феномен: человек был, есть и будет самым любопытнейшим явлением для человека. Науки о человеке неиссякаемы, а когда все будет ясно, то устремимся к звездам, наверное?

Беседовала

Маргарита МАЛЕЦКАЯ

Абакан

Похожие записи