Давно прошли те недобрые времена, когда детей, имеющих какие-либо изъяны в здоровье, считали неспособными вписаться на равных в окружающий социум, и вся забота о них ограничивалась пенсией по инвалидности.

А сегодня уже никого не удивляет, что маленьким гражданам России с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уделяется огромное внимание на государственном уровне.

Они с самого раннего возраста имеют возможность получать образование, развивать свои таланты и способности, чтобы стать достойными гражданами страны. Этим вопросам и был посвящён республиканский конкурс на звание лучшего педагога образовательных учреждений, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, финал которого прошёл в столице Хакасии в первую декаду октября. Его инициаторами и главными организаторами стали министерство образования и науки республики и Хакасский институт развития образования и повышения квалификации.В конкурсе принимали участие около 20 педагогов из коррекционных классов и специализированных школ-интернатов Абакана, Черногорска, Сорска. В финал вышли шесть лучших педагогов, которые представили на суд комиссии и родительского жюри открытые уроки, а также конкурсные задания «Визитная карточка» и «Мастер-класс». Каждый из финалистов определил для себя главное в профессии, своё педагогическое кредо. Но всех их объединяет одно: любовь к детям и искреннее желание помочь им найти себя в огромном мире.— Мои ученики не только на английском, а иногда и на русском-то плохо говорят. Но я верю: в душе каждого ребёнка есть колокольчики, до которых надо добраться и разбудить их. И тогда он откроется с новой стороны, — считает Анна Белокопытова, учитель английского языка школы-интерната III—IV вида для слабовидящих детей.— Я мечтаю, чтобы наши дети, окончив школу, сказали себе: я знаю и верю, что чего-то стою в этом мире, — такова цель Натальи Шабановой, учителя начальных классов школы-интерната I—II вида, где учатся дети с проблемами слуха.

А для её коллеги Евгении Оленовой из коррекционной школы № 17 работа с детьми — часть жизни, сочетание творчества и оптимизма, терпения, желания совершенствоваться с каждым новым днём. Известно, что в этой школе учатся ребята с задержкой умственного развития. И, по мнению Евгении Владимировны, главное в её работе — терпение и выдержка. Уметь не только слушать, но и слышать. Развивая мышление, применяя новые технологии, преодолевая неуверенность ребёнка, думать в первую очередь о его здоровье.

— Не могу назвать себя противником инклюзивного образования, — говорит Оленова, — но за 18 лет работы навидалась всякого. К примеру, к нам в 6-й класс пришли двое мальчиков из обычной школы. Ни читать, ни писать толком не умеют, зато полный букет комплексов. Спрашивается: зачем нужно было их мучить шесть лет? Кому и что хотели доказать их родители? Нужно всё-таки реально смотреть на возможности ребёнка. А какую психологическую травму получили мальчишки и как она скажется в дальнейшем, никто не знает…
— Очень многое зависит от родителей, — утверждает Татьяна Колпакова, учитель русского языка и литературы Черногорской коррекционной школы-интерната. — Есть мамы и папы, которые всё время рядом: на экскурсии, в музеях, в театре — вместе пишем историю детей. Приходят на мероприятия в нашу литературную гостиную. А есть и такие, что за все годы учёбы глаз не показывают. Приходится быть и политиком, и дипломатом, и даже интриганом…

При проведении мастер-классов особый интерес вызвал показ Марии Мирошниченко, учителя коррекционного класса VIII вида сорской школы № 2, на тему «Модульное оригами на уроке геометрии». В процессе изготовления фигурок из бумаги ученики одновременно получают понятия, что такое треугольник, квадрат, трапеция и так далее.

В заключение участники мероприятия провели круглый стол, где говорили о наболевшем, делились опытом и рассказывали о планах на будущее. По моему мнению, общую мысль выразили слова В.А. Сухомлинского, процитированные одной из участниц: «Каждый твой поступок отражается на других людях: не забывай, что рядом с тобой человек». А ведь рядом с этими людьми — особые «человеки»: дети, чьё физическое и психологическое состояние напрямую зависит от учителя. Как сказала Наталья Нестерова, учитель изобразительного искусства черногорской школы № 4, где вместе с обычными учениками учатся дети с ОВЗ: «Мы должны помогать тем, кто рядом, соответствовать времени, в котором живёшь, и месту, которое занимаешь».

По результатам конкурса первое место было присуждено Евгении Оленовой, второе — Анне Белокопытовой, третье — Татьяне Колпаковой. При определении победителей учитывалось и мнение родительского жюри. У Тамары Карташёвой из Абакана семилетняя дочь учится в подготовительном классе школы I—II вида для слабослышащих детей. Ребёнок Ольги Машановой из села Зелёное посещает школу III—IV вида: у мальчика проблемы со зрением. А сын Оксаны Лапаевой учится дистанционно. Все они не представляют жизнь своих детей без помощи школы, без искренней заинтересованности педагогов. Именно там детям создают ситуацию, при которой они верят в свои силы и добиваются успеха. Поэтому очень необходим вот такой открытый диалог между всеми, кто принимает участие в судьбе ребёнка с ОВЗ. Только так можно достигнуть результатов в решении сложных вопросов образования и воспитания «особых» детей. Чтобы девиз конкурса, который стал заголовком данного материала, обязательно воплотился в жизнь.

Марина ЮРЬЕВА, Абакан

Похожие записи