В 2008 году сотрудники краеведческого музея Алтайского района собирали материалы к 100-летнему юбилею села Кирово. И уже тогда меня поразило обилие вариантов названий этого местечка, куда приехали первые переселенцы: Женаево, Жинаево, Жинаевка, Дженаево, Джинаево и другие.

И всего один раз оно было упомянуто как заимка Чугунекова в статье известного краеведа Е.И. Владимирова.Автор ссылается на данные первой Всероссийской демографической переписи населения 1897 года: “На заимке находились 2 избы, принадлежащие пастухам-хакасам Чугунековым, где проживали четверо мужчин и пять женщин. Заимка Чугунекова была известна и как улус Женаев, видимо, по имени князца Жженая…” Об этом упоминается в книге В.А. Ватина “Село Минусинское”, изданной в 1914 году. Мне выдали эту книгу в научной библиотеке Минусинского краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова. И далее: “Заимка Чугунекова примечательна тем, что ее посещал В.И.Ленин во время своего подневольного проживания в Шушенском”.Однако в другой статье — Е.И. Владимирова “В.И. Ленин о Койбальской степи”, опубликованной через 20 лет после первой, говорится, что “Ленин совершал прогулки по восточной части Койбальской степи в районе деревни Джинаево”. То есть существование заимки с именем Чугунекова остается под вопросом.В 1908 году образован переселенческий участок Джанаевский, и появились первые пришельцы из Полтавской губернии: семьи Коляда, Крицкие, Голота, Кужим и другие. М.Я. Кужим вспоминает: “Царское правительство обещало всем, кто переселяется в Сибирь, по 200 рублей для обзаведения на месте. Но Шушенский волостной голова Захлыстин выдал нам только по 20 рублей… Я навсегда запомнил картину нашего прибытия на то место, где сейчас стоит село Кирово. Голая степь, круто обрывающийся к шумной, мутной воде Енисея скалистый берег и две одинокие юрты на нем. Из юрт вышли их хозяева: два хакаса в национальной одежде и женщины, окруженные группой грязных, оборванных ребятишек. Мы смотрели на них, и до нашего сознания доходило, что и здесь не легче живется бедному крестьянину”. Сначала переселенцы строили шалаши, потом копали землянки. Бывало, поднимется зимой ветер — и не видно крыш. Утром откапывались как из нор. Но все же поселенцы приобрели свой, хотя и маленький участок плодородной земли.В первый год люди приезжали в основном из Украины и селились по берегу Енисея на нижней улице. Ее так и стали называть — хохлацкой. В последующие годы прибывали крестьяне из Центральной России, строились на верхней улице. Ее назвали Крамаренщина, а само поселение — деревня Джинаево.В 1909 году прибыла большая группа переселенцев, и к отведенному участку была прирезана дополнительная земля. На следующий год в деревне построили молитвенный дом с самодельным крестом, сделанным местным кузнецом Данилом Кулой, и деревню переименовали в село Ново-Вознесенка. Позже появились лавочки торговцев Филиппа Шейко и Федосея Тышто. Ссыльный Вареник учил детей грамоте на дому, Тимофей Литус делал из дерева ангелов.Но все же основной проблемой для переселенцев оставалось обеспечение их постоянными земельными наделами. Землемер А. Березин дает такую характеристику: “Переселенцам земля отведена в двух почти равных по величине участках, из них один прилегает к реке Енисей, на берегу коего и расположены постройки; состоит из земли хорошего качества и весь почти разработан. Другой участок почти весь состоит из каменистой и солонцеватой земли, почти неудобной под пашню, водой не обеспечен, потому для заселения неудобен”.28 марта 1910 года в Енисейское губернское управление была направлена докладная от Шушенского волостного управления: “…о командировке (срочной) землемера для устранения спорного куска земли от шушенского общества, чтобы предотвратить возможные столкновения, которые уже были в прошлом году из-за островов”. Ответ был направлен губернским землемером 22 апреля: “По спискам Минусинского уезда Ново-Вознесенский переселенческий участок не значится”.В мае этого же года послано письмо енисейскому губернатору от крестьянина села Шушенское Зацепина: “В 1907 году на левом берегу Енисея по соседству с нашей гранью был запроектирован переселенческий участок, который в 1909 году заселен переселенцами, в настоящее время жители Дженаевского заселка. Они самовольно занимают наши земли”. Он просит разобраться в этом вопросе, потому что шушенским крестьянам земли были выделены раньше и на законном основании. В справке, составленной межевым отделением Енисейского губернского управления от 2 июля, в частности, сказано: “Запрошенный по этому поводу заведующий Минусинской поземельно-устроительной партией ответил, что джанаевскими засельщиками были захвачены шушенские пашни, что захват предотвращен и начаты работы по окончательному отграничению участков”.Переселенцы создали сельское общество, и основные земельные вопросы решали на сходах. 31 августа 1911 года состоялся такой сход, где участники просят разделить им земельные наделы.В июне 1912 года 16 крестьян деревни Ново-Вознесенка написали прошение Его Высокоблагородию Господину Заведывающему (так писалось в документах. — авт.) землеустроительной комиссии Енисейской губернии, в котором просят “…об ускорении нашего постановления о разделе земельного надела или на будущий год 1913, если не представится возможность в 1912 году”. Тот дал ответ заведующему Южно-Минусинским подрайоном: “Прошу вас сообщить крестьянам деревни Ново-Вознесенской Леонтию Хоменко, Трофиму Казинцу и другим… что размежевание участка Джанаевского может быть начато не раньше 1913 года”. Обстановка в деревне накаляется из-за волокиты с разделом земли. В то же время идет постоянная переписка между крестьянами и чиновниками. 28 февраля 1914 года нововознесенскому сельскому старосте направляется письмо с грифом “Весьма срочное” от заведующего переселением и землеустройством Енисейской губернии: “Прошу немедленно объявить сходу, что согласно распоряжению Главного Управления Землеустройства и Земледелия, внутринадельное межевание участка Джанаевский казенными землемерами ни в нынешнем году, ни в последующие годы производиться не будет. И если Ново-Вознесенское общество желает, чтобы размежевание состоялось, то такое возможно либо за счет ссуды от казны, либо за счет мирских средств, если таковые у общества имеются”. После того как сельское общество оформило ссуду, ускорились подготовительные работы по разделу земельного надела. Но и во время межевых работ продолжали поступать письма от крестьян, недовольных размерами наделов. Например, 3 октября 1914 года в главную землеустроительную комиссию обратился И.С. Шаповал с жалобой, что не на всех детей ему выделили землю. В ответе сказано: “По закону дети переселенцев, родившиеся в Сибири, землей не наделяются”.15 сентября 1915 года направлено извещение от заведующего переселением и землеустройством: “Сообщаю, что предъявление населению выполненного в натуре проекта размежевания участка Джанаевского назначается на 23 сентября, прошу Вас распорядиться о созыве на означенное число сельского схода”. И в этот долгожданный для переселенцев день на сходе Ново-Вознесенского сельского общества состоялось размежевание участка “Джанаевский”. Наделы распределяли жребием, то есть все переселенцы находились в равных условиях. В списке получивших землю домохозяев — 317 человек.По данным переписи 1917 года, в Ново-Вознесенке (переселенческий участок Джанаевский) насчитывалось 293 хозяйства и 1745 жителей. Весть об Октябрьской революции нововознесенские крестьяне встретили с радостью. На сходе был избран сельский Совет, в который вошли М. Кужим, И. Шаповал, Ф. Шкицкий, С. Кошляк и другие. Но вскоре белогвардейцы и казачество захватили власть, члены Совета были арестованы. Жители села принимают активное участие в изгнании белогвардейцев. Многие были в армии Кравченко и Щетинкина, в партизанских отрядах. В 1920 году Советская власть в селе была восстановлена окончательно.По данным переписи 1926 года, в Ново-Вознесенке (Джинаево) числятся 428 хозяйств и 2166 жителей. В 1920-х годах в селе построили новую школу, работали шесть кузниц, небольшая маслобойка, мельница. Еще до начала коллективизации в Ново-Вознесенке был организован комитет крестьянской взаимопомощи, который возглавил Иван Голота. Он активно включился в организацию сельхозартели, в числе первых вступил в колхоз и вскоре был избран его председателем.Неутомимый организатор коллективной жизни Кузьма Герасимчук в 1929 году организовал ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), а затем в 1930 году — сельхозартель, которой присвоили имя Ленина. Василий Коляда вместе с Василием Мирютовым организовали еще один колхоз: в него записались 80 человек. Первым председателем колхоза имени Буденного стал Мирютов. В 1931 году в селе уже было три колхоза, которые носили имена Ленина, Буденного и Молотова.В феврале 1935 года Минусинский исполком райсовета принял решение “О переименовании села Ново-Вознесенка в село Кирово”. В 1936-м в соседнем селе организовалась Алтайская МТС, колхозы стали обслуживать тракторные бригады. Жизнь в селе стала налаживаться. Построили кирпичную добротную школу, а старую приспособили под избу-читальню. Но началась война, которая на время разрушила все надежды. Мужчины ушли на фронт. Их заменили женщины, подростки, которые работали под девизом “Все для фронта, все для победы”.В январе 1944 года президиум Верховного Совета РСФСР принял решение об образовании Алтайского района за счет

разукрупнения Аскизского, Бейского, Усть-Абаканского и Минусинского районов. Из 11 сельсоветов, вошедших в состав нового района, пять были из Минусинского района, в том числе и самый большой по численности населения Кировский сельсовет. И с этого времени Кирово стало населенным пунктом Алтайского района Хакасии.

Леонид БАЯНДИН,
директор краеведческого музея Алтайского района

Похожие записи