Абакан, Томск, Новосибирск, Красноярск — стремительный тур по городам-братьям предприняли на исходе мая Тувинский национальный оркестр и ансамбль барабанщиков «Medee Khaan».

Без раскачки на сборы. Без выдающихся анонсов. Но с верой в силу своего искусства. И — да! — эта магическая сила, явленная на крупных сценических площадках Сибири, вновь покорила поклонников этномузыки.Сплошные восклицания и тщетные попытки объяснить неподдающийся описанию шарм музыкального действа («Ну вы понимаете, о чём я!..») множились в соцсетях по мере продвижения гастролёров к городу, завершавшему тур. Начался же он в Абакане. С восхваления волшебных звуков хоомея, без которых невозможно представить Туву, а значит, и её полномочного посла — Тувинский национальный оркестр. Да, он не вписывается в академические рамки. Он играет и поёт всё, что хочет. Что душа просит. И эти желания чаще всего радостно совпадают с ожиданиями слушателей. По традиции абаканскую публику в совершеннейший восторг привели мастера, представившие основные виды горлового пения: Аян-оол Сам — летящий по степи хоомей и позвякивающий стременами эзенгилээр, Андрей Монгуш — свистящий сыгыт, Бады-Доржу Ондар — раскатистый борбаннадыр, а Кан-Хулер Саая — бурлящий каргыраа. Сколько их, виртуозов, не слушай — мало!Ну а следующий восклицательный знак на полях концерта захотелось поставить после исполнения «Агитатора». Эта песня, родившаяся в эпоху становления советской власти в Туве, и сегодня настолько популярна, что, пожалуй, не осталось ни одного музыкального коллектива, который бы не вывозил её из Засаянья на гастроли по стране и миру. В исполнении нынешних гастролёров она порадовала привычно-весёлым акцентом на единственном русском слове «агитатор» (разок проскочивший «колхоз» не в счёт) и неожиданно мощным драйвом. А всё потому что песня прозвучала в сопровождении не только национального оркестра, но и ансамбля барабанщиков «Medee Khaan». И, как смогли убедиться зрители, этот коллектив, освоивший разнообразные (не только традиционные тувинские) ударные инструменты, своей юной силой и мощью не только придал более современное звучание народным песням, но и добавил зрелищности самому представлению. Такой эксперимент вполне соответствует тувинскому мейнстриму, вершиной которого всё же осмелюсь назвать уникальный опыт группы «Хартыга» и красноярского органиста Андрея Бардина. «Фуга для степи с органом» — как вам такое соединение несоединимого? Если бы сама не слышала-не видела, тоже бы не поверила в возможность синтеза не то что разных инструментов — разных культур — под управлением хоомея.Вот и в Тувинском национальном оркестре при всей склонности к экспериментам безоговорочное лидерство отдают горловому пению. Причём те исполнители хоомея, которых нам на сей раз посчастливилось слышать в Абакане, — из первого ряда не только оркестра, но и всей музыкальной культуры Тувы. Естественно, что они, как и другие музыканты коллектива, блестяще владеют игрой на традиционных инструментах и вокалом. Кстати, сила их голосов выгодно подчёркивала нежность женских песнопений. Невозможно забыть прекрасных Надежду Куулар и Сайлык Оммун…— Да у нас каждый артист — жемчужина! — ответила за весь коллектив Аяна Монгуш, руководитель и дирижёр, после концерта. — У каждого свой голос, тембр, характер. Все разные, а вместе слаженный оркестр. Мы чувствуем друг друга и всегда готовы к импровизации!

Во время нашего разговора обаятельная Аяна Монгуш не переставала улыбаться. Ведь тёплый же приём устроил зал. «Любовь и поддержку мы чувствовали от каждого зрителя!» В ответ со сцены драматического театра прозвучали тувинское спасибо и песня на бис.

Хрупкие Сайлык Оммун и Аяна Монгуш высоко держат планку требований к своему творчеству.

Вера САМРИНА

Похожие записи