Сегодня — Всемирный день защиты прав потребителей. В нынешнем году его девиз звучит достаточно конкретно и жёстко: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». О том, как не попасться на удочку предприимчивых интернет-аферистов, рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хакасии Вера УРМАЦКИХ.

— Начну с конкретного примера, имевшего место в нашей практике. В столице Хакасии реализовывались товары через интернет-магазин. Ассортимент поражал воображение и был сопоставим по масштабам с онлайн-гипермаркетом. Продавалось буквально всё: от сложной бытовой техники, например смартфонов, до носков. Разумеется, по весьма умеренным ценам. Как выяснилось, этот интернет-магазин, располагавшийся якобы в Абакане, на самом деле существовал лишь в виде фейкового сайта. Жертвами мошенников стало немало людей, в том числе из других регионов России. Общая сумма ущерба, которая известна сегодня нашему ведомству, 400 тысяч рублей. Люди перечислили этому «магазину» деньги, а товар не получили. Документы пострадавших переданы в правоохранительные органы Абакана.К слову, в других регионах число сетевых магазинов-призраков исчисляется десятками.

— И что же делать, чтобы не остаться без желанной покупки? Как отличить официальный сайт от того, что создали сетевые аферисты?

— В первую очередь не поленитесь внимательно изучить адрес сайта. Добросовестный продавец заинтересован в предоставлении о себе всей необходимой и достоверной информации. На официальных ресурсах реально существующих компаний и организаций есть раздел или категория, в которой указаны все контактные данные, а также реквизиты. Данные сведения, подтверждающие правомерность осуществления деятельности — ОГРН и ИНН, можно проверить в открытом доступе «Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На многих ресурсах предусмотрена форма обратной связи, и при этом не требуется вводить никаких персональных данных и номеров сотовых телефонов. Рекомендую обращать внимание на содержимое, то есть на оформление и содержание сайта: грамматические ошибки в тексте, статьи, которые не несут никакой информации и смысловой нагрузки, могут быть маячком к тому, что данный ресурс небезопасен. Наличие явных недочётов и дефектов в вёрстке — сдвинутые информационные блоки, тексты, которые наезжают друг на друга, и другое тоже можно отнести к признаку фишингового сайта.Поддельные сайты обычно имеют одну главную страницу и не обладают категориями и разделами, характерными для ресурсов, принадлежащих компаниям. Например, такими как контакты, услуги, каталог, форум, галерея и так далее.На сайтах-фальшивках требуется ввод всевозможных паролей, номера сотовых телефонов, данные пластиковых карт и другой информации от пользователя.Что ещё следует предпринять, чтобы обезопасить себя от сетевых аферистов? Обязательно изучите отзывы покупателей — сарафанное радио никто не отменял.

Помните, что потребитель голосует рублём не только за качество, но и за безопасность товара. А потому не спешите приобретать фирменную вещь по слишком низкой цене. В этом случае вы рискуете нарваться на подделку. А за контрафакт ответственность никто не несёт.

На заметку

Роспотребнадзор Хакасии в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей проводит горячую линию.
Вплоть до 26 марта ведомством организовано тематическое консультирование жителей республики по телефону 8 (3902) 34-36-14. Звонки принимаются с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00 с понедельника по пятницу.
Также на вопросы жителей республики по защите их потребительских прав могут ответить специалисты консультационного центра и пунктов Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия:
Абакан, ул. Ленина, 66, тел. 8 (3902) 35-76-92,
Черногорск, ул. Мира, 15, тел. 8 (39031) 23-106,
Саяногорск, ул. Металлургов, 25, тел. 8 (39042) 60-710,
Шира, ул. 50 лет ВЛКСМ, 2, тел. 8 (39035) 91-929,
Аскиз, ул. Красноармейская, 13а, тел. 8 (39045) 92-680.
Звонки принимаются с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00 с понедельника по пятницу.

Подготовила Елена ЛЕОНЧЕНКО

Похожие записи