Уважаемые читатели! Мы представляем вам Ингу КЫЗЛАСОВУ, заведующую кафедрой хакасского языка в институте Саяно-Алтайской тюркологии ХГУ имени Н.Ф. Катанова, которая станет вести на страничке «Акценты» курс хакасского языка. Итак, занятие первое.

Порядок слов в хакасском повествовательном утвердительном предложении следующий:

=> 1 место — подлежащее (отвечает только на вопрос кто? или что?). Может иметь описательные слова, которые стоят перед подлежащим: Хызыҷах хыгырча «Девочка читает»; Кiчiг хызыҷах хыгырча «Маленькая девочка читает».=> 2 место — второстепенные члены предложения: Хызыҷах книга хыгырча «Девочка читает книгу». Хызыҷах книга табырах хыгырча «Девочка читает книгу быстро (как?)».=> 3 место — сказуемое (обозначает действие, меняет форму при описании различных ситуаций): Хызыҷах хыгырча «Девочка читает»; Хызыҷах хыгырган «Девочка читала»; Хызыҷах хыгырар «Девочка будет читать».Схематически хакасское предложение можно обозначить следующим образом: подлежащее — дополнение — обстоятельство — сказуемое.

Хызыҷах — книганы — табырах хығырча. Девочка — книгу — быстро читает.

Упражнения
Составьте по образцу простые двусоставные предложения, в которых подлежащими выступают личные местоимения мин (я), син (ты), ол (он, она, оно), пic (мы), cipep (вы), олар (они), а в роли сказуемого — глаголы настоящего времени, от следующих основ: пас (писать), пар (идти), тоғын (работать).

Образец выполнения задания:Мин хығыр-чам (я чита-ю)Син хығыр-чазың (ты чита-ешь)Ол хығыр-ча (он (она) чита-ет)Пiс хығыр-чабыс (мы чита-ем)Срер хығыр-чазар (вы чита-ете)

Олар хығыр-чалар (они чита-ют)

Составьте предложения:1) Тайғада (в тайге), öсче (растёт), ағас (дерево), ciлiг (красивое, красивый).2) Пиҷем (сестра), улуғ (старший), ÿгренче (учится), институтта (в институте), чахсы (хорошо).3) Хакас (хакасский), ÿгренчебiс (учимся), тiлiне (языку), пiс (мы).4) Библиотекада (в библиотеке), хығырчалар (читают), хынығ (интересный),

книгалар (книги).

Инга КЫЗЛАСОВА

Похожие записи