В республиканском музейно-культурном центре в Абакане можно увидеть точные копии древних мумий Египта. Каждый экспонат — ручная работа, выполненная в единственном экземпляре.

— Данная экспозиция подготовлена лучшими художниками Санкт-Петербурга под руководством специалистов из Эрмитажа, — рассказала Рушания Габбасова, куратор выставочного проекта из Северной столицы. — На выставке с символичным названием «Путешествие в вечность» можно увидеть статуи и статуэтки египетских богов, «Книгу мёртвых», саркофаг фараона Тутанхамона, побывать внутри копии пирамиды. Познакомиться с предметами для бальзамирования усопших, обязательными атрибутами, сопутствующими умершему в загробном мире. Но главное — можно узнать, для чего древние египтяне проводили сложный и затратный процесс мумифицирования….А началось всё со смерти бога Осириса. Его старший брат, бог-разрушитель Сет, захотел полноправного владычества. И не придумал ничего лучше, как разорвать Осириса на 14 частей. Разбросанные по всему Египту драгоценные останки собрали жена Осириса Исида и его сын Анубис. Проведя обряд мумифицирования, Осириса удалось вернуть к жизни. Правда, после воскрешения Осирис не захотел править миром живых и передал эти полномочия младшему сыну, богу неба и света Гору. А со старшим отпрыском Анубисом взял на себя правление миром мёртвых. Эта легенда символически запечатлена на одном из стендов экспозиции. — Вот здесь представлены две мумии — бедной женщины и богатого мужчины, — рассказала Рушания Фаритовна. — Разница между способами мумифицирования — разительная. Богатый усопший после длительной процедуры бальзамирования (в общей сложности она занимала 70 дней) тщательно пеленался с головы до пят. Ему готовили специальный картонажный футляр, украшенный сакральными символами, погребальными сценами и цветами. Тогда как бедную женщину просто на 70 дней помещали в раствор натрона и небрежно пеленали, оставляя непокрытой голову. Рабов же и вовсе просто закапывали в горячий песок, где тело мумифицировалось под воздействием высоких температур. Но во всех случаях тело как вместилище души сохранялось в целости.Однако случались и исключения из правил. Об этом можно узнать у экспозиции «Раскопки». На ней представлено сразу три копии мумий, которые связывает трагическая история. Молодую девушку, у которой был любимый человек, вопреки её воле родители выдали замуж за богатого пожилого мужчину. Однако даже после свадьбы красавица тайно встречалась с возлюбленным. Когда изменников разоблачили, несчастных ждала страшная и мучительная смерть: девушку, запеленав в саван, похоронили заживо, а её избранника, разорвав на несколько частей, сбросили к ней в могилу. Такая кончина не позволяла душам обрести покой. Что касается законного супруга, то и ему досталось от жестоких соплеменников. Пожелав быть погребённым рядом с молодой женой, он после смерти был лишён права на достойное бальзамирование. Его, как безродного раба, просто сбросили в горячий песок рядом с изменницей. Эта история осталась запечатлена в стихах. Отдельное место на вернисаже отведено для атрибутов бальзамирования. Это и специальные каменные крюки для извлечения внутренностей, и ритуальные ножи для надрезания тела. Как рассказала экскурсовод, ритуал бальзамирования проводили жрецы. Между прочим, сердце как главный орган (в отличие от мозга) оставляли в теле. А вот лёгкие, печень, желудок и кишечник после очищения благовониями помещали в специальные сосуды. Их называют канопы. На выставке глиняные раскрашенные канопы выполнены в виде сосудов-статуэток, каждая из которых символизирует одного из детей бога Гора. Чтобы усопший мог и после смерти вести праздный образ жизни, ему в усыпальницу клали ушебти — фигурки слуг (изначально с господином хоронили живых слуг, но потом жестокий ритуал изменили). С помощью заклинания из «Книги мёртвых» покойный мог на том свете оживлять подданных для выполнения нужной работы. Кстати, «Книга мёртвых» (на выставке это миниатюрный фолиант из металла с египетскими иероглифами) вместе с канопами, ушебти и папирусом с картой загробного мира практически гарантировали усопшему жизнь в раю. Разумеется, лишь в том случае, если на Весах справедливости богини Маат сердце умершего оказывалось легче пёрышка. В противном случае тело съедало чудовище с головой крокодила — Амат и воскрешение становилось невозможным.

Египтяне бальзамировали не только людей, но и священных животных. Копии мумий крокодила, бабуина, сокола, кошки и собаки также можно увидеть среди экспонатов. А ещё на специальном календаре вы можете узнать, под покровительством какого египетского бога находитесь в зависимости от даты рождения. Никакой связи с гороскопом по 12 знакам зодиака здесь нет и в помине. В общем, тем, кто не имеет возможности побывать в музеях Каира, Палермо и Санкт-Петербурга, предоставлена отличная возможность окунуться в культуру Древнего Египта в столице Хакасии.

Елена ЛЕОНЧЕНКО



Кстати

В республиканском музейно-культурном центре параллельно работают ещё две экспозиции, прибывшие из Санкт-Петербурга. Выставка объёмных изобразительных голограмм «Картины-призраки» и экспонаты российского императорского анатомического музея «Архивы Кунсткамеры».

Похожие записи