Его фамилию вы можете найти в российской энциклопедии «Лучшие журналисты XXI века». В 2011 году он получил фотографический «Оскар», став победителем национальной премии «Лучший фотограф». Лауреат премии Союза журналистов России, победитель международных фотоконкурсов в самой престижной номинации «Новости». Это всё он, Анатолий ЖДАНОВ, фотокорреспондент издательского дома «Коммерсантъ». Этим летом Анатолий Александрович посетил Хакасию. Встреча с фотожурналистом прошла в стенах республиканской газеты «Хакасия».

Быть там, где делают новости

— Вы сильно не обнадёживайтесь, это никакой не мастер-класс, — обводит взглядом заполненный до отказа зал Анатолий Жданов. — Вы и сами могли бы мне много чего рассказать. Это просто встреча, беседа. Поймите правильно, вы имеете всё-таки дело с фотокорреспондентом, а не с журналистом, не с обозревателем. Я просто человек, который любит свою профессию и благодаря фотоаппарату успел поездить по всему миру. Я там, где делают новости. Там, где проходят главные события, о которых говорят все. Это работа настоящего репортёра. К этому надо стремиться. Если, конечно, есть такая возможность. Когда ты выполняешь свою работу и за неё деньги ещё получаешь — это просто великолепно. Хорошо устроился, называется.Мы начнём с того, что будем листать фотографии. Когда есть фотография, есть и о чём говорить… Это вот Сочи… Это когда наши футболисты бронзу выиграли на чемпионате Европы в 2008 году. Вот они стоят на приёме в Кремле. Все серьёзные, одного Аршавина что-то пробило на ха-ха. География очень большая. Это вообще Намибия… Бурятия… Это учения. Даже уже не помню где. Северодвинск… Байконур. Один раз надо обязательно увидеть, как ракета уходит с космонавтами ввысь. Корея… Это Питер. Юра, мой сегодняшний помощник, оттуда… Белый дом, 1993 год… И всегда камера готова к работе. Это говорит о том, что репортёр должен быть заряжен на любое событие…Бывают события планируемые. Вот затмение солнца. Сидишь, ждёшь. Знаете, сколько раз можно сфотографировать затмение солнца? Два раза. Один — левым глазом, второй — правым. Очень ярко, роговицу можно сжечь моментально. А здесь очень хорошо получилось — как раз тучки набежали… Дальше идём. Это «Сатана» взлетает — ядерная ракета… Редкий случай, когда такое можно увидеть и снять. Их уже законсервировали… А вот так американцы тренируются у нас. Это они в Звёздном городке, отрабатывают выход в открытый космос… Это Казахстан — задержание наркокурьера. Пограничники этим занимаются. Очень важно предвидеть дальнейшее развитие событий и оказаться в нужный момент в нужной точке. А для этого надо сидеть и думать, что и где может происходить. Особенно это ценно в репортажной съёмке.

— Скажите, а корреспондент может работать фотокором?

— Вы знаете, когда я работал в «Комсомольской правде», главный редактор предложил всем стать «универсальными солдатами». Вот просто все должны снимать видео, выходить в прямой эфир на телевидении, с лёгкостью вещать на радио. И не мямлить, а чётко произносить текст в кадре, за кадром. Даже родилась такая поговорка: «фото, видео для радио». Но оказалось, что такое невозможно. К этому очень хорошо адаптировались фотокорреспонденты. Им оказалось несложно научиться снимать видео. А вот пишущим… Если он никогда не пользовался фотоаппаратом, не снимал видео, очень сложно перестроиться.

— Не во всех редакциях есть ставка фотокорреспондента, приходится самим и писать, и снимать. Как этому научиться?

— Для начала нужен хороший фотоаппарат. А дальше… Надо, чтобы кто-то рассказал, где и какие кнопки необходимо нажимать. Школу техническую обязательно требуется пройти. И, что очень важно, вы должны видеть кадр. Событие происходит на ваших глазах, но вы обязаны видеть саму суть, самое главное.

Сегодняшняя молодёжь снимает не так, как наше поколение. Снимает замечательно, просто прекрасно. Главный объект они умудряются размещать в углу кадра. А большая площадь фотографии свободна. Но настолько это вкусно выглядит, я каждый раз просто удивляюсь… Я бы так не снял. Одно время был провал… А вот сейчас всплеск. Сегодня эта ниша, слава богу, заполнена. Очень много появилось талантливых репортёров среди молодёжи.

По-журналистски

— Анатолий, как вы оказались в кремлёвском пуле?
— В кремлёвский пул я попал ещё при Ельцине. Сначала нас просто приглашали на мероприятия, а потом было принято решение сделать, как за рубежом. Начали собирать со всех изданий журналистов, фотографов и во-зить с собой по всему миру. По возвращении статьи и фотографии появлялись в «Известиях», «Комсомолке», «Коммерсанте»… 

На сегодняшний день я в кремлёвском пуле так плотно уже не работаю. На время отпуска кого-то подменяю. Послание президента в этом году я снимал, ещё что-то было. Но это не так, как раньше. Я от кремлёвского пула отошёл. И счастлив. Потому что у меня руки наконец-то развязались. Раньше же президент много летал, и было интересно с ним по всему миру мотаться. Мы, бывало, в два часа ночи прилетим откуда-нибудь, а в пять утра надо быть снова во Внуково-2. Такой ритм жизни не каждый выдержит. Я после поездки обычно лежу — отмокаю, включаю телевизор, а Путин в Кремле уже с кем-то встречается. «А-а-а, как это возможно?» — думаешь.Меня из президентского пула трижды выгоняли. Один из случаев — похороны Ельцина. Пролез я на Новодевичье кладбище. Не буду рассказывать, как я это сделал. Но факт есть факт — я туда прошёл. И начал снимать. Меня, естественно, увидели, с такими вот глазами подошли: «Как вы сюда попали?!» Флешку забрали, попросили уйти. А ведь на Новодевичьем кладбище никто не снимал. Я прошёл… А почему нет? Хоронили первого президента свободной России. Что ж тут такого?Флешку мне вернули, фотографии я восстановил. И снимки те вставил в этот вот фотоальбом. Вот идёт фоторепортаж с похорон. И потом этот альбом вручил Путину. Он мне его ещё и подписал. Добиться честным путём своего и главе государства ещё вручить — вот это по-журналистски.

Каждый раз, когда меня выгоняли из пула… Уважение к профессии всё-таки побеждало, меня возвращали снова в работу. Случались и противоположные случаи с журналистами…

— А это тот самый альбом (лежит на столе, называется «Путин». — А.Д.)?
— Да, это тот самый альбом. Я его делал сам, без всякого согласования с Кремлём. Сам писал подписи к фотографиям. Сам редактировал. Сам был цензором. Сам искал деньги на издание. Сам делал выставку. Я вручил этот альбом пресс-секретарю президента. Он посмотрел, сказал, что альбом сделан по-доброму, не с насмешкой. Серьёзная работа. Тираж — три тысячи экземпляров. Его распродали очень быстро, практически сразу же разошёлся.

— Вот вы столько лет снимаете Владимира Путина. Скажите, какой он, в чисто человеческом плане?— Случай один запомнился. Он как-то раз на территории Кремля переходил из одного здания в другое. Шёл с охраной, естественно, а там иностранные туристы. Они его увидели и кинулись навстречу: «Путин! Путин!» Охрана в таких случаях свою работу выполняет. Одну из женщин — уже в возрасте — они нечаянно толкнули. Она присела на пятую точку. Они её подняли, отряхнули, извинились… Она всё равно счастлива. Путин попрощался и пошёл дальше. И только он за Царь-пушку завернул, устроил разгон охранникам: «Какое вы имели право? Вы уронили женщину…» Досталось им по полной программе. Вот такой он.

Я лично сколько раз к нему обращался с просьбами — он ни разу мне не отказал. Я имею в виду рабочие моменты. Я у него не просил квартир, машин. Хотя мне предлагали: «Давай, что ты…» Нет-нет-нет, ни в коем случае. Всё это исключительно по работе: «Владимир Владимирович, давайте вот здесь сфотографируемся». «Хорошо». Ребята его как-то спросили: «А можно с вами сфотографироваться?» «Можно. Мы здесь только этим и занимаемся». Он с чувством юмора. В общении очень простой. С ним можно поговорить на любые темы. Единственное, чего он не любит, это вмешательства в личную жизнь.

— А какие ещё истории запомнились?— Я помню, как-то в Сочи мы, журналистская и снимающая братия, оказались в президентской резиденции «Бочаров ручей». Сидим в пресс-центре, и к нам неожиданно приходит Путин. Часок мы где-то сидели с ним и разговаривали на разные темы. Единственное, о чём он попросил, — не задавать серьёзных вопросов. «Давайте просто так поговорим о жизни». Видите снимок? Девушка, закат солнца в руках. Снять что-то подобное можно только в Анапе. Надо же, чтобы перспектива получилась. Для этого нужно мелководье. В Сочи вы пойдёте и в двух шагах от берега — хоп — глубина. И как ты это снимешь? Никак. А в Анапе сколько ни иди, и всё мелко. То, что мне надо. Я смотрю, девушка на берегу моря дурака валяет. Я ей говорю: «Давай закат сфотографируем». Она: «Давай». Она ушла в море, и всё — за счёт оптики получился такой вот кадр. Потом она мне весь вечер рассказывала, какой у неё крутой муж. Зачем мне это знать? Я понимаю, море, кадр, надо поспешить, а то солнце может сесть. А всё остальное мне до лампочки…

Это ЮАР. Мыс Доброй Надежды… Вот Чечня… Афганистан… Цхинвал… Беслан… «Норд-ост»… Донбасс…

Продолжение следует

Записал Александр ДУБРОВИН

Похожие записи