В минувшую пятницу, 13 марта, опубликовано важное для Хакасии как национального субъекта Федерации поручение президента РФ В.В. Путина председателю правительства России Д.А. Медведеву до 15 апреля «рассмотреть вопрос и представить предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей».

Тем самым государство возвращается в очередной раз к попытке построения какого-то продуманного курса национальной политики. Само по себе значение создания ведомства не стоит переоценивать — за последние четверть века их было полтора десятка, из них семь отвечали «чисто» за национальную политику, остальные — также и за региональную политику, вопросы федеративного устройства и даже иммиграции. По большому счету эффект их деятельности в национальной сфере был небольшой. Вся основная работа по регулированию межнациональных отношений, по сути, была отдана регионам.Очевидно, что Хакасия как самостоятельный субъект Федерации существует исключительно из-за национального статуса. Это её изначальное состояние, конечно, положительно сказалось на практике регулирования межнациональных отношений, поскольку республика имела историю национального строительства советских времён, весьма противоречивую, но все же создававшую определённый фундамент. Сколько бы ни критиковали лозунг советской национальной политики — «расцвет и сближение наций», в основе своей он был правильным. В Хакасии есть национальная политика, в отличие, например, от Красноярского края. Есть специальное министерство, есть республиканские программы, есть региональное законодательство — оно в чём-то слабее, чем в Якутии, но оно системно существует. А в Красноярском крае, где ликвидировали два автономных образования — Эвенкийский и Долгано-Ненецкий округа, так за десять лет и не приняли обещанного закона об особом статусе бывших автономий. В Хакасии есть закон, хоть он и непросто принимался — «О коренных малочисленных народах Российской Федерации на территории Республики Хакасия», который защищает права шорцев куда более основательно, чем всё законодательство Красноярского края о коренных народах.В крае свыше 16 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера — это восемь этносов, есть также ессейские якуты, есть несколько тысяч других сибирских автохтонов, в том числе свыше четырёх тысяч хакасов, есть шорцы, чулымцы. Однако никто на краевом уровне не занимается проблемами этнокультурного развития этих народов. Когда присоединяли Эвенкию и Таймыр, говорили, что в создававшемся тогда Сибирском федеральном университете будет большой факультет народов Севера, говорили о подготовке национальных кадров, однако ничего этого не сделано, закрыли даже последнее училище, готовившее учителей начальных классов для национальных школ. В Хакасии, конечно, ситуация другая. В Красноярске не осталось ни этнографов, ни лингвистов, ни фольклористов, которые бы занимались изучением культуры, быта, языков автохтонного населения. В Хакасии есть научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, который находится на республиканском бюджете в отличие от подобных заведений в других национальных республиках.Хакасия традиционно относится к регионам со стабильной этнополитической и этносоциальной обстановкой. Но это не значит, что всё безоблачно. Осенью прошлого года на всех территориях республики ХакНИИЯЛИ проводил большой социологический опрос о состоянии межнациональных отношений, причём выборка была специально смещена в сторону увеличения представителей коренной хакасской национальности. 42 процента опрошенных оценили состояние межнациональных отношений как «хорошие», 39 — как «скорее нормальные, чем напряжённые», 8 — «скорее напряжённые, чем нормальные», а 3,4 процента — как «конфликтные». В принципе, для сегодняшней России это очень хорошие показатели, но, конечно, есть над чем работать. Есть проблема сужения сферы использования хакасского языка. Вообще, по переписи 2010 года, 36,2 процента хакасов в республике родным языком назвали русский. Между тем, законодательство республики устанавливает официальный билингвизм на республиканском уровне с возможностями дополнительного функционирования других языков на местном уровне.

Что для Хакасии даёт создание нового Федерального агентства по делам национальностей? Дополнительные возможности. Агентство, как сказано в поручении В.В. Путина, будет заниматься не только «государственным мониторингом и государственным контролем (надзором) в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений», но и «разработкой и выполнением государственных федеральных целевых программ», а главное — «осуществлением мер, направленных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации». Звучали уже скептические голоса, что «деньги опять уйдут на Кавказ». Но в отличие, например, от Красноярского края, где практически нет наработок «этнокультурного развития», в Хакасии их достаточно, есть и опыт, и специалисты. В бюрократическом мире многое зависит от того, насколько быстро и качественно готовятся бумаги. Если Хакасия сейчас проявит инициативу и попытается встроиться в эти «государственные и федеральные целевые программы», то вполне можно надеяться на дополнительные источники финансирования из федерального бюджета.

Сергей КОМАРИЦЫН, директор Центра гуманитарных исследований «Текущий момент»

Похожие записи