Обращаясь к истории революции 1917 года и Гражданской войны в России, следует признать, что её освещение в силу разных причин будет ещё длительным и состоящим из разных интерпретаций.

Если в советское время, к примеру, объяснялось, что известные катаклизмы, изменившие политический строй России, были обусловлены классовой борьбой между рабочим классом и беднейшим крестьянством, с одной стороны, и капиталистами и помещиками вместе с мировыми империалистами, с другой, то сегодня уничтожение империи, как утверждается, явилось результатом вмешательства внешних сил, деятельности иностранных представительств и разведок. (Стариков Н.В. «Ликвидация России. Кто помог красным победить в Гражданской вой­не?» (СПб., 2010).
Но такое объяснение причин падения самодержавия, происшедшее, конечно, в столицах, а потом поддержанное определёнными политическими силами в провинции, снова умаляет значимость революционных событий в Сибири и соответственно снижает актуальность их изучения на местах.

Почему пало самодержавие на местах

Скорее всего, правы те историки, которые пишут, что свержение самодержавия, ожидаемое и в то же время неожиданное для большинства населения российской провинции, было обусловлено комплексом причин: тяжёлым социально-экономическим положением страны, усугублённым тяготами Первой мировой войны, несовершенством отношений монархии и политической элиты с обществом в целом, падением авторитета православной церкви и оскудением веры, а также самоубийственными действиями политических и военных кругов. Вовлечённые ими в политику широкие народные массы, сначала поддерживая буржуазно-парламентскую модель выхода из национального кризиса, вскоре образовали неконтролируемый революционный хаос, закономерно переросший в Гражданскую войну. На наш взгляд, развитие ситуации на Енисее диктовалось сложившейся внутренней обстановкой. К революции 1917 года Енисейская губерния, находившаяся географически в центре Сибири, являлась провинциальным и тыловым регионом со слабо развитыми внутренними коммуникациями, незначительными очагами промышленности и аграрной направленностью экономики. При малочисленности и неразвитости пролетариата основным сословием здесь выступало оторванное от городов, часто индифферентное к политике почти миллионное крестьянство, которое страдало от неразвитости рыночных и напряжённости внутренних отношений. Здесь, как и в целом в Сибири, отсутствовали помещичьи хозяйства и аграрное перенаселение, но в наличии были массивы свободных земель, принадлежавших, например, государству, а рядом с ними находилось крестьянство, состоявшее в основном из потомков различного рода ссыльных и переселенцев и испытывавшее ограничения в пользовании землёй и лесом. На Енисее проживали казаки и инородцы, выделявшиеся своим образом жизни и мироощущением, чья земельная обеспеченность вызывала зависть у других жителей деревни.

По мнению осведомлённого жандармского руководства, здесь ещё в 1915 году отсутствовали элементы, на которые могла бы опереться административная власть. В аналитическом обзоре, составленном теми же жандармами на 26 января 1917 года, действия властей определялись как «неумелые и безуспешные», предсказывалась анархическая революция без определённых целей и будущности.

Солдатская революция

Начавшиеся в феврале 1917 года революционные события вслед за Петроградом в основном происходили в городах губернии, в частности в Красноярске. Имевшийся здесь пролетариат был сравнительно незначителен и насчитывал 3,5 тысячи человек. Разрушителями прежних устоев жизни стали политические ссыльные и солдаты сибирских запасных полков. Большевистская колония, пополнившаяся некоторыми меньшевиками и затем левыми эсерами, уже представляла определённую политическую силу. Местный гарнизон состоял из 25 — 35 тысяч солдат, распропагандированных и не желавших воевать. После амнистии Временного правительства он к тому же дополнился в прошлом политическими и уголовными преступниками. Революционным резервом являлись сконцентрированные в Красноярске 12 тысяч бывших военнопленных Первой мировой войны, освобождённых, но не имевших возможностей, а иногда и желания возвращаться на родину и вовлекаемых большевиками в политический процесс. Во главе революции встали социалисты-революционеры, наследники народовольцев и защитники крестьянского большинства. Однако вскоре развитие общественно-политической ситуации в Красноярске стало характеризоваться постоянным доминированием и усилением позиции большевиков. У них в городе, как считает один из историков, не оказалось достойных противников (Шиловский М.В. Почему Красноярск в 1917 году стал сибирским Кронштадтом? // 1917 год в российской и мировой истории. Красноярск, 2007). Как и в целом по стране и Сибири, созданная революционной общественностью новая власть в Енисейской губернии оказалась слабой и утонула в разногласиях. Сложившееся многовластие привело к разочарованию народных масс в демократических преобразованиях и к утрате скреп, удерживавших общество от распада и тормозивших его бунтарские настроения. На окраинах Российской империи главной и ударной силой, свергнувшей старый режим и установившей власть Советов, явились солдаты. Красноярским большевикам удалось возглавить и перевести их антивоенное движение в русло борьбы с органами Временного правительства. По этому поводу один из ярких противников большевизма писал: «На всём пространстве Сибири г. Красноярск выделился как болезненный нарост на здоровом теле благодаря тому, что… красноярские большевики увлекали неустойчивую толпу на путь анархии и развала» (Свободная Сибирь. 1917. 13 августа). Демократическая общественность подверглась натиску солдатской толпы и ещё задолго до октября 1917 года начала сдавать свои позиции перед радикалами.

Нарастание хаоса

Официальная церковь, по мнению некоторых авторов, находилась в состоянии глубокой летаргии и встретила известие о падении монархии спокойно. Революционные события 1917 года приветствовались большинством енисейского духовенства, внутри которого набирало силу реформаторское крыло, стремившееся к освобождению церкви от государственной зависимости, к демократизации управления и передаче всей полноты власти от Святейшего синода к Собору, избираемому совместно клиром и мирянами. Церковь признала законность местных органов Временного правительства и призвала верующих подчиниться новой власти. Неудачное властвование российской демократии создало условия для дальнейшей политической и социально-эко-

номической дезинтеграции, возникновения вакуума власти, усиления социально-политического противостояния в обществе и эскалации насилия. Такое «завоевание революции», как свобода, было понято большинством населения как вседозволенность.

Большевики во власти

Победив на избрании Красноярской городской думы и разгромив местную корниловщину, большевики уже в сентябре 1917 года заявили себя в качестве политической силы, способной взять власть в Енисейской губернии. Несмотря на провальный итог выборов в Российскую Конституанту и сопротивление общественности, красноярские большевики, следуя за столичными товарищами, захватили государственные учреждения и объявили о переходе власти к Советам. Поддержанная митингами солдат и городских обывателей, она затем начала распространяться в уездах.
Енисейское крестьянство, только что одобрявшее политику социалистов-революционеров, но под влиянием декретов советского правительства продолжавшее терять своё единство, оказалось участниками уездных съездов, которые стали ареной политической борьбы за власть. Не выражая интересов всей деревни и будучи крестьянскими только по названию, они подтвердили воцарение Советской власти и тем самым поддержали курс большевиков на строительство однопартийной власти и раскол деревни.

Переход к Гражданской войне, её местные особенности

Сужение демократических свобод большевиками, их неумелая социально-экономическая политика с самого начала вызывала мятежные настроения в определённых кругах и слоях местного общества. Советская власть, переживая очередной российский кризис, весной 1918 года объявила поход в деревню за хлебом, вызвавший недовольство крестьян. Но неожиданным для всех политических сил и определяющим будущую конфигурацию власти на Енисее явился мятеж чешских легионеров. Перешедшая в форму острого противостояния, Гражданская война заключала в себе борьбу большевиков с широким спектром антибольшевистских сил. Своеобразие её в данном регионе во многом определялось социальной и политической активностью прежде всего переселенцев, казачества и некоторых этнических групп коренного населения. Состав населения безусловно оказывал существенное влияние на поведение енисейской деревни, провоцируя, к примеру, высокий уровень насилия и жестокости.В то же время Гражданская война здесь отличалась отсутствием массовости участников, больших масштабов боевых действий и часто чётко выраженных политических лозунгов. При этом обострение политической и вооружённой борьбы между красными и белыми вело к сращиванию её с преступностью.

За исключением начала лета 1918 года и зимы 1919/1920-го, когда большевики вели борьбу с чехами, а Красная армия — с белыми, основным содержанием Гражданской войны на территории Енисейской губернии являлись военные действия между правительственными войсками и крестьянскими повстанцами. Столкновение между идеей вольной, безвластной организации и идеей государственной власти — монархической ли, коммунистической или буржуазно-демократической — определяло суть многих крестьянских выступлений.

Партизанское движение

Особенностью Енисейской губернии являлось избыточное насыщение её лицами, осуждёнными за революционную и уголовную деятельность, а также крестьянами-переселенцами. Регион на Енисее издавна был пристанищем всех категорий ссыльных, которые пустили здесь корни и оказывали своё воздействие на деревню. Благодаря этому население оказалось значительно «подогретым» протестными идеями. Значительным среди местного крестьянства было и представительство переселенцев, бывших часто иной национальности, чем старожилы. С разорением Малороссии и Прибалтийского края происходил сильный приток беженцев — украинцев и латышей, которые селились отдельными посёлками в Красноярском и Канском уездах и сохраняли не только традиционные для себя формы хозяйствования, но и обострённые отношения с властью и окружающим миром. Продолжавшееся размещение переселенцев на территории губернии повысило их удельный вес среди местного крестьянства до 58,6 процента, а их участие в восстании предопределило его очаговый характер. Возникшее с конца 1918 года партизанское движение распространилось прежде всего в переселенческих районах, обособленных, удалённых от административных центров и заселённых людьми, более независимыми и отличавшимися общественной активностью. При слабости политического влияния извне повстанчество обрело общекрестьянскую окраску. Середняки и зажиточные крестьяне в массовом порядке переходили на сторону красных партизан по решению общественных сходов, которые, случалось, объявляли мобилизацию под угрозой насилия, или же под влиянием успехов повстанческого движения. Чаще всего их борьба была направлена на восстановление всесословных и демократических Советов. Вследствие незначительности среди партизан рабочих и представителей различных политических партий их выступления характеризовались обилием местных поводов, групповой борьбой за собственные интересы и нередко криминальной окраской. Присущая повстанчеству стихия, скорее, исходила из его крестьянской сути и была обусловлена не только очевидными экономическими или политическими интересами, но и прорывом на поверхность глубоко архаичных форм народного сознания, определённых представлений о «воле», социальной справедливости, воинской доблести и тому подобном. Под влиянием архаизации деревенской психологии и политики властей во время Гражданской войны возникли враждебные отношения, которые испытывали многие крестьяне к горожанам. Они выступали против города прежде всего потому, что видели в нём сосредоточие властных институтов, политика которых осуществлялась без учёта интересов деревни или возмущала её население. Определённая часть крестьян, рассматривавших горожан как социальную общность, чуждую им своей культурой и образом жизни, стремилась к захвату городов с целью удовлетворения собственных и узких интересов. В то же время города, где повстанцы оказывались на время хозяевами, становились ловушками: крестьяне начинали разлагаться, а их «армии» — разваливаться.

Зачастую партизанское движение являло собой борьбу крестьян за самостоятельное решение своей судьбы и было проявлением той стихии, к которой для достижения власти обращались все политические силы. Подчиняя себе верхи, заметными в повстанческой среде были настроения «стихийного большевизма» или стихийного и бессознательного протеста против любых форм неравенства, который с его разрушительностью оказался близким крестьянству на уровне его менталитета.

Крушение белого режима

Гражданская война побудила общество и к самоорганизации, которая выразилась в создании дружин самообороны или самоохраны. Они организовывались посредством общественной мобилизации, состояли из крестьян различных социальных слоёв и следили за порядком на определённых территориях, а также участвовали в преследовании партизан и обороняли свои селения от их налётов. Но в силу разных причин дружинники были не в состоянии спасти от гибели белый режим. Новая власть теряла своих сторонников ещё на стадии организации, а в дальнейшем отличалась острым соперничеством различных группировок. Ноябрьский переворот 1918 года позволил правым силам в лице Российского правительства А.В. Колчака возглавить борьбу с большевиками. Однако и они оказались не способными организовать сопротивление натиску окрепшей Красной армии.

Наступление многочисленных и жёстко организованных войск 5-й армии явилось решающим фактором установления Советской власти на Енисее. Фронтовые поражения не позволили белым, захватившим опорные базы повстанчества, окончательно навести порядок в тылу. В свою очередь, партизанское движение, нарушив сообщение по Транссибирской магистрали, дестабилизировав обстановку и оттянув на себя правительственные войска, облегчило борьбу красных и способствовало их победе над колчаковцами.

Террор и крестьянские мятежи

Воцарившись в Енисейской губернии, Советская власть сначала имела слабую политическую и военную опору. Она не пользовалась авторитетом у основной массы населения и зачастую держалась лишь на красном терроре. Так, если во время наступления белых на партизанские районы Енисейской губернии численность загубленного ими населения, по неполным данным, составляла 2,8 тысячи человек, а количество сожжённых полностью или частично селений достигало 69 (Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р.-49. Оп. 1. Д. 527. Л. 138), то только в Красноярске зимой 1920 года от голода, холода, тифа и чекистских расстрелов погибли, по разным данным, от 10 до 32,7 тысячи военнопленных (Вопросы истории. 2016. № 11). Вскоре на территории Ачинско-Минусинского района появились так называемые «банды» инородцев, недовольных сохранявшимися издержками русской колонизации и появлением грабивших улусы красных партизанских отрядов. Осенью же 1920 года в Красноярском, Ачинском и Канском уездах вспыхнули восстания крестьян, обусловленные большевистской политикой военного коммунизма. Охватывая все слои крестьянства и совмещая борьбу за его интересы с уголовными деяниями, новое повстанчество на Енисее выдвигало множественные и разные политические лозунги. Некоторые из них являлись декларативными, другие способствовали развитию этого явления, а третьи выражали его антикоммунистическую и националистическую сущность. Поведение повстанцев часто не укладывалось в рамки объявленной ими политической ориентации. Так, вырезая местных коммунистов, они не останавливались перед погромами волисполкомов и сельсоветов.

К весне 1921 года Советская власть в основном ликвидировала крестьянское повстанчество, но справиться с «бандами» в инородческом районе, где их поддерживало местное население, сразу не смогла. Протест, проявляемый в основном группами подтаёжных хакасов, имел свои особенности. Поведение их определялось не столько политическими воззрениями, сколько принадлежностью к какому-либо родовому сообществу. Повстанцами становились даже коммунисты, которые добровольно следовали в тайгу за сородичами или же которых насильственно уводили. Вместе с мужчинами в труднодоступные горно-таёжные места уходили женщины, которые являлись не только соучастниками этой борьбы, но и организаторами и хранителями семейного очага. Поэтому, объединяя этих людей, так называемое движение хасхылар (буквально беглецов. — А.Ш.) какое-то время выступало в качестве защиты местного населения от очередного насилия и своеобразной формой сохранения его традиционного образа жизни. С введением НЭПа и некоторой суверенизацией инородцев в форме Хакасского уезда повстанчество утратило поддержку коренного населения и численность его участников стала сокращаться.

П.Е. Щетинкин (на переднем плане), А.Д. Кравченко (во втором ряду в центре) в Минусинске в августе 1920 года.
Фото из фондов Красноярского краевого краеведческого музея, публикуется впервые

Участники съезда Советов Средней Сибири. Красноярск, август 1917 года.

Памятник Кравченко, Щетинкину и Сургуладзе в Минусинске

Александр ШЕКШЕЕВ, кандидат исторических наук Абакан

Похожие записи