3 июля отмечается День Республики Хакасия. Эта дата учреждена республиканским законом от 20 октября 1992 года под названием «О Дне Республики Хакасия».

Если углубляться в историю, то для Хакасии очень значим весь 1992 год, поскольку именно тогда формировались государственные органы Хакасии в том виде, в котором мы имеем их сейчас.
Детали, конечно, менялись, но суть осталась неизменной. Основы государственности республики были заложены в 1992 году. И Верховный Совет Хакасии был в числе тех, кто эту государственность создавал. Накануне праздничной даты мы встретились с бессменным председателем законодательного органа государственной власти республики Владимиром Николаевичем Штыгашевым.

— Владимир Николаевич, совсем недавно и Верховный Совет Хакасии разменял четверть века. Молодое поколение уже и не знает, как всё начиналось. Давайте напомним…
— Можно сказать, что история Верховного Совета началась даже чуть раньше истории Хакасии как отдельного субъекта Российской Федерации. Осенью 1991-го и в январе 1992 года мы провели выборы депутатов респуб­ликанского парламента первого созыва. Тогда мы должны были избрать 100 депутатов. Но сумели выбрать лишь 90. В то время были другие правила. Явка на выборах должна была составлять не менее 50 процентов от числа зарегистрированных избирателей. Иначе выборы признавались несостоявшимися, а это значит, снова процедура выдвижения, регистрации, снова бюджетные расходы.

— А какой законодательный акт Верховный Совет принял первым делом?— Одним из первых принятых Верховным Советом документов стала Декларация об основных правах, полномочиях и обязательствах Республики Хакасия. Причём слово «обязательства» я выделю особо. Тогда все субъекты Российской Федерации принимали документы о суверенитете, независимости. Даже о праве выхода из состава России. Порой дело доходило до абсурда. Чуть ли не собственные армии собирались создавать. Хакасия была единственным регионом в России, который принял декларацию не только о правах и полномочиях, но и о своих обязательствах перед страной. Никогда не выходить из состава России и всячески укреплять её, подчиняться главным законам Российской Федерации — вот основополагающие принципы того документа. Сохранили мы и уникальное название законодательного органа — Верховный Совет. Все остальные региональные парламенты стали думами, собраниями… В этом вопросе был у нас поначалу единственный союзник — Крым. Но и они переименовались в итоге в Государственный Совет Республики Крым.

А уже после формирования комитетов и комиссий Верховного Совета было образовано и первое правительство республики.

— То есть именно Верховный Совет Хакасии был в тот момент высшим органом власти рес­публики?
— Совершенно верно. Верховный Совет формировал правительство, избирал его председателя, заместителей председателя правительства, назначал всех министров и освобождал их от должности при необходимости. То есть правительство было полностью подотчётно единственному законодательному и высшему представительному органу власти. Потом ситуация изменилась, но в любом случае крайне важно, чтобы граждане имели право воздействия на власть каждого уровня. А право это реализуется путём выборов.

— Если мы говорим о формировании государственности Хакасии, то нельзя обойти стороной и принятие Конституции республики…— Конечно. А это опять же итоги работы Верховного Совета первого созыва. Основной документ республики был тщательно проработан. Отмечу, что с мая 1995 года Конституция Хакасии не претерпела кардинальных изменений. Коррективы вносили только по причине изменений на федеральном уровне. Ну и естественно, что в первые два года работы мы приняли базовые законы, без которых Хакасия как самостоятельный субъект не могла существовать. Это законы о территориальном устройстве республики, о правительстве, о земле, о налогах и сборах, о бюджетном процессе. Около 40 законов, без которых мы не могли развиваться и двигаться вперёд. Работали очень активно. Ещё одна деталь, которую хотелось бы отметить, — на протяжении всех 25 лет наш Верховный Совет является в стране самым недорогим по содержанию для бюджета. В первом созыве избирали 100 человек, потом 75, сейчас 50. Но только 12 человек работают на постоянной основе.Всего за четверть века мы приняли около двух тысяч законов. Некоторые были отменены или в них вносились изменения и дополнения.

Около 40 раз мы обращались в Государственную думу России с законодательными инициативами по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации. Должен сказать, что примерно половина наших инициатив в итоге стали федеральными законами. Это очень хороший показатель. Показатель того, что на уровне России Хакасию слышат, учитывают её мнение при принятии федерального законодательства.

— Значит, можно сказать, что республика как самостоятельный субъект Российской Федерации и Верховный Совет Хакасии состоялись?
— Несомненно. Вот уже на протяжении 25 лет Хакасия является полноправной частью России, самостоятельно определяет экономические и социально-политические приоритеты в своём развитии. Хакасия доказала, что может и будет самостоятельным субъектом Российской Федерации. Вместе с другими российскими регионами мы будем повышать мощь Отечества.

Беседовал Виктор ЛЕБЕДЕВ

Похожие записи