Говорят, во времена мироздания Бог распределял земли. Всем народам досталась земля: кому больше, кому меньше. А вот о хакасах забыл. Пришли к нему хакасы и говорят:

— Дай и нам землю, Бог.

Делать нечего, пришлось ему отдать то, что оставлял себе: самую благодатную из всех земель. Вот почему у нас, в Хакасии, всего вдоволь: от белоснежных тасхылов до пологих гор, от могучих рек до соленых озер, от дремучей тайги до березовых перелесков, от степей и лугов до рукотворных курганов.

И на этой Богом данной земле есть земля тейская, удивительно щедрая на таланты. Евдокия Тыгдымаева, Михаил Кильчичаков, Апанис Бурнаков, Филипп Бурнаков, Филипп Бытотов, Михаил Бурнаков… Даже те, кто не родился там, а волею судьбы какое-то время жил и работал, подпитывались духом творчества и проносили его до конца своей жизни. В свое время на всю Хакасию гремела Усть-Чульская музыкальная школа. Знаменитый усть-чульский хор, духовой оркестр… В этом году детской музыкальной школе исполнилось 45 лет. И этой школе искусств присвоено имя ее основателя — Леонида Никитича Бурнакова.

Всему бывает начало

1969 год. Заведующим отделом культуры Аскизского района тогда работал Александр Григорьевич Ботин, инструктором отдела культуры — Анна Ильинична Тодышева. При их содействии в Усть-Чуле открылся филиал Аскизской детской музыкальной школы, второй в районе. Это стало важным событием в жизни молодого Тейского совхоза. Ко всем большим и малым делам директора хозяйства Иннокентия Алексеевича Побызакова прибавилась забота о строительстве музыкальной школы.

Сначала под филиал отвели один кабинет в школе. Там проводили музыкальные занятия первые преподаватели — Леонид Никитич Бурнаков и Степан Семенович Угдыжеков. Потом выделили вторую половину двухквартирного дома, по соседству с квартирой Бурнакова. Начались занятия по музыкальной грамоте, сольфеджио, теории музыки, открылись классы фортепиано и духовых инструментов. А в 1971 — 1972 годах детская музыкальная школа получила новое здание. Это был настоящий подарок руководства совхоза усть-чульской детворе и, как выяснилось, взрослым тоже. Иннокентий Побызаков всеми правдами и неправдами изыскивал средства, получая за это даже выговоры от вышестоящих начальников, привлек для строительства здания население совхоза. Всем народом навалились.

Леонид Бурнаков, назначенный директором музыкальной школы, принял самое активное участие в ее строительстве: в буквальном смысле слова перетаскал на своих плечах все бревна, руководил работами — торопился. Торопился работать. Торопился жить.

Десять лет Леонида Бурнакова

Есть такое понятие — начинать с нуля. Что стоит за этим — поймет во всей полноте только тот, кто сам начинал что-либо с нуля. Как достать оборудование? Пробить финансирование? Найти хороших музыкантов? Как заманить их на работу в глубинке, вдали от всех благ цивилизации? Тысячи «как»… Но нашлись. Нашлись такие люди. Мало того, Леониду Никитичу удалось создать такой работоспособный, сплоченный коллектив из молодых преподавателей, вчерашних выпускников музыкального училища, что очень скоро здесь открываются полноценные классы духовых инструментов, баяна, домры, чатхана.

С молодым энтузиазмом, полной отдачей сил взялись за работу Степан Угдыжеков (духовой оркестр), Юрий Самрин (баян), создавший русский народный оркестр. Этот оркестр потом сопровождал детский и взрослый хоры на всех смотрах и конкурсах. Класс чатхана вел Афанасий (Апанис) Семенович Бурнаков. Наш знаменитый тейский хайджи, будучи уже в преклонном возрасте, не зная ни одной ноты, согласился обучать ребятишек. Партии игры на чатхане для детей записывал сам Леонид Никитич. Ребятишки ходили в музыкальную школу целыми классами. Был создан оркестр чатханистов, в котором играли Роберт Чебодаев, Женя Боргояков, Виктория Албычакова, Анжелика Боргоякова, Ира Кичеева и старший сын Бурнаковых Женя.

Об Усть-Чуле заговорили. За кратчайшие сроки было сделано невероятное. Оркестр чатханистов прославился на всю Хакасию, с восторгом их встретил Красноярск, где ансамбль стал лауреатом фестиваля.

После отъезда Степана Угдыжекова духовой оркестр возглавил Владимир Кискидосов. При Леониде Бурнакове работали также Валерий Тороков, Иван Штыгашев, создавший вокально-инструментальный ансамбль; Александр Тоданов, Галина Сунчугашева, Владимир Кискидосов, Антонина Бутузова, Александр Половников, Федор Табаев, Георгий Мерцелюк, Наталья Тиникова (Чочиева), Сергей Бурнаков, Шариков, Геннадий Боргояков. Все они были молодыми и замечательными музыкантами и руководителями. И, разумеется, патриотами.

Сам Леонид Бурнаков создал детский хор. Энергично взялся за организацию хорового пения взрослых — представителей сельской интеллигенции, механизаторов, доярок, разнорабочих. Агитировал изучать музыкальную грамоту. Да-а, усть-чульский хор тогда гремел на всю Хакасию. В 1966 году на областном смотре он занял первое место за высокое исполнительское мастерство. За год работы добиться такого звучания хора, где большинство не знали ни одной ноты, ни что такое двухголосие. О Леониде Никитиче заговорили как о талантливом хормейстере. Без полной самоотдачи таких результатов, конечно же, не было бы. Все вечера отдавались репетициям.

Профессионально, мощно, зрелищно

В селе началось нечто удивительное. Не только молодежь, но и пожилые вечерами учили нотную грамоту. Каждый изучал свою партию, чтобы слиться в многоголосном хоре. На одну только распевку уходило по полчаса, а то и по часу. Сложнейшие произведения исполнялись женским хоровым коллективом а капелла. Мужской ансамбль и многоголосный хор пели под сопровождение струнного, духового, эстрадного оркестров, а также оркестра чатханистов. А как красиво звучали тахпахи в сопровождении десяти-двенадцати чатханистов. Все это было профессионально, мощно, зрелищно. Такого больше нигде не было и пока нет. Как много может сделать один человек! Особенно в селе. Это был настоящий просветитель. Благодаря Леониду Никитичу жизнь в Усть-Чуле закипела, началось повальное увлечение музыкой. По словам некоторых хористов, они до сих пор помнят свои партии и хранят написанные рукой Бурнакова ноты. Жалко, никаких аудиозаписей невозможно было сделать в те времена — только в Москве. Чтобы записать две песни, с Евдокией Тыгдымаевой ездили в Москву.

Помимо хоров, до глубокой ночи Леонид Никитич был занят репетициями дуэтов, трио, квартетов, ансамблей. С большой человечностью и пониманием он относился к людям, и они тянулись к нему.

Понимал ли он сам, какую исполинскую работу взвалил на свои плечи? Скорее всего, нет. Зато видели другие и наградили медалью победителя социалистического соревнования, а также медалью в честь 55-летия Октября.

Главное — какой след оставишь на земле. Леонид Бурнаков вырастил целую плеяду знаменитых учеников. Это Игорь Боргояков, Людмила Арыштаева, Владимир Албычаков, Альфред Бурнаков, Фаина Чебодаева, Сергей Бурнаков, Наталья Леонтьевна Бурнакова, Наталья Семеновна Бурнакова, Сергей Томочаков, Георгий Томочаков, Сергей Бурнаков.

Галина БОРГОЯКОВА

Аскизский район

В 1979 году моего мужа А.Д. Сунчугашева назначили директором Усть-Чульской средней школы, так мы попали в поющее село. В школе занимались в две смены, а в 8 часов вечера бежали на репетицию в музыкальную школу, готовились к смотрам художественной самодеятельности и творческим отчетам, к праздникам и мероприятиям. В хоре пели от 30 до 50 человек на четыре-шесть голосов под струнный оркестр (руководитель Ю.Я. Самрин) и духовой (В.А. Албычаков). Кроме этого, я была капитаном агитбригады, мы ездили с концертом по дойным гуртам, по полям и пашням. Репетиции проходили в большом зале музыкальной школы. Композитор П.М. Боргояков приносил в школу свои новые песни, мы гордились тем, что являемся первыми исполнителями. Директор усть-чульского ДК Л.С. Боргоякова работала в тесном контакте с преподавателями музыкальной школы, поэтому коллектив был дружным, творческим, активным, музыкальным.

С юбилеем, школа! Творческих успехов!

Г.К. СУНЧУГАШЕВА

Похожие записи