Занимаясь поиском информации о самолёте «Красноярец» (читайте в №№ 191 — 192 от 7 октября), мне удалось обнаружить и другие документы. Касаются они пребывания в Хакасии самолёта «Сибревком».

23 октября 1926 года по районам Хакасского округа были отправлены телеграммы. «В скором будущем к нам прибудет самолёт «Сибревком». Мы хотим его направить по округу. Срочно представьте план посадочной площадки. Самолёт будет иметь лыжи, площадку можно выбрать на реке, но поверхность реки должна быть ровной. Очень вредны даже небольшие сугробы снега и лунки для рыбалки». 12 ноября 1926 года в окружном исполкоме была создана комиссия из пяти человек по приёму самолёта. Окружной Авиахим, получив сведения о времени прилёта «Сибревкома», разослал по районам распоряжение: «Самолёт «Сибревком» должен делать агитполёт по округам. Мы ожидаем его в конце декабря 1926 года. Самолёт из Усть-Абаканска полетит в Аскиз, Таштып, Чарков, Чебаки, Боград. Надлежит провести агитационную работу о прилёте «Сибревкома», оповестить население о дне прилёта «Сибревкома». Предоставить собравшимся людям право выдвижения кандидатов прокатиться на самолёте. Учесть желающих прокатиться на самолёте за особую плату. В общественных местах, где собирается больше публики, организовать продажу литературы, плакатов, значков, марок и другой продукции Авиа-хима. Пустить один подписной лист или кружку для сбора пожертвований перед прилётом и во время полёта «Сибревкома». Хакасский окружной исполком издал приказ: «Ввиду того, что в конце декабря ожидается прибытие самолёта «Сибревком», для посадки коего проектируется протока реки Абакан против с. Усть-Абаканска. Исполком приказывает гражданам села соблюдать по отношению к указанной протоке следующие порядки: прекратить свалку навоза, мусора и снега. Прекратить долбление лунок для рыбалки и устройство прочих рыболовных приспособлений. Организациям физкультуры устройство катков не производить».Посещение «Красноярцем», пусть с неверной датой, но в истории Абакана отражено. О прилёте же самолёта «Сибревком» нигде и никогда не упоминается. Что это за самолёт? Действительно ли он прилетал к нам в Хакасию? Самолёт Сибирского общества друзей воздушного флота «Юнкерс-Ф13», названный «Сибревком», был первый в Сибири четырёхместный самолёт немецкой фирмы «Юнкерс», купленный в Германии. Эта машина, сделанная из алюминия, могла продержаться в воздухе около семи часов. Самолёт мало потреблял горючего и предназначался для перевозки пассажиров, почты и грузов. Пилотом «Сибревкома» стал Николай Иеске. Механиком был Николай Брянцев. На «Сибревкоме» они совершили агитационные полёты через всю Сибирь.29 мая 1925 года «Сибревком» вылетел в первый свой рейс по Сибири. И уже 25 августа газета «Красноярский рабочий» сообщала: «За время полёта «Сибревком» собрал больше средств, чем Новониколаевский Авиахим за 3 года работы». За летний сезон «Сибревком» сделал 423 полёта, пройдено около 27 тысяч километров, поднято свыше полутора тысяч пассажиров. В 1927 году в газетах сообщалось о полётах «Сибревкома» в Ачинск, Енисейск, Канск. «Сегодня «Сибревком» из Красноярска улетел в Хакасию и Минусинск. По пути в Хакасию аэроплан облетит южные районы Красноярского округа». Следует отметить, что «Сибревком» базировался в селе Усть-Абаканское, отсюда отправлялся в полёты по сёлам Минусинского и нашего округа.Газета «Власть труда» подробно рассказывала о пребывании «Сибревкома» в Минусинском и Хакасском округах: «После пребывания в с. Новосёловское «Сибревком» полетел в Хакасский округ, в Черногорские копи. Горняки многоголосым «ура» встретили механическую птицу. Ра-зумеется, был устроен митинг и горячи были речи ораторов. Желающих кататься нашлось много… Сорвавшись с Черногорского аэродрома, «Сибревком» покружился над Усть-Абаканском и снизился вблизи столицы Хакасии, города-младенца Хакасска.»

«2 июля около 6 часов вечера трудовые массы Хакасии тянулись к обширной и ровной площадке, между станцией Абакан и Усть-Абаканском, на место посадки самолёта «Сибревком». Все взоры обращены по направлению Черногорских копей. Вскоре над горизонтом появился самолёт, сначала небольшой чёрной точкой. Пролетев над Усть-Абаканском, он вернулся и спустился на площадь. Жители овациями встретили неустрашимого пилота. На крыло «Сиб-ревкома» взобрался председатель Хакасского ОСОАвиахима тов. Шкитов: «Два года назад в Хакасию прилетела «ласточка» — «Красноярец», вскоре после этого свисток паровоза прорезал и нарушил тишину хакасских степей, а в 1927 году залетел уже стальной орёл…» Тут же разыграли билеты на 3 круговых полёта, собрали 80 рублей.

«Из Хакасии «Сибревком» отправился в Минусинск. С красными знамёнами, с оркестром собралось население встречать воздушного гостя. Долго он кружился над городом, выискивая место для спуска. Сокрушая всё на пути, десятитысячная масса окружила долгожданного гостя. Еле-еле удавалось милиционерам и красноармейцам сдерживать людской поток, хлынувший к самолёту. На поверхности самолёта появляется мощная фигура лётчика Н. Иеске. Он говорит: «Я облетал все глухие уголки бывшей каторжной Сибири. На 2819 полёте мне удалось побывать и у вас. Стальная птица «Сибревком» облетела всю Сибирь, и никакие полёты заграничных лётчиков не могут сравниться с её полётами». После митинга была устроена американская лотерея, разыгрывали 4 билета на полёты…»

Затем самолёт отправился в агитполёт по Минусинскому округу. «На Курагинском аэродроме при появлении самолета костры ещё не были зажжены. Иеске с недоумением пишет: «А где костры?» Заметили самолёт и зажгли. Пустой аэродром вмиг заполнился людским цветником. Деревня встречала самолёт, как праздник, в лучших и ярких одеждах. Приветствием прибывшему самолёту, лётчику открылся митинг. Говорили всё о том же — о войне, как она нежелательна рабочим и крестьянам. Выступали с призывом к молодёжи вступать в ОСОАвиахим, готовить смену красным лётчикам. После митинга в ОСОАвиахим вступило сразу 40 человек». «В Каратузе сообщили, что аэродром в с. Ермаковское отсутствует, но мы всё-таки полетели. На пути обнаружилось, что бензина до Ермаковского не хватит. «Дотяну лишь до с. Усть-Абаканское», — сообщил Иеске. Прошли Тагарское и Минусинск, вскоре «Сибревком» приземлился на Усть-Абаканском аэродроме. Завтра посетим Бею и Аскиз, а потом обратно в с. Усть-Абаканское. Отсюда через Горную Шорию в Новосибирск без пересадки». «Сибревком» взял курс на село Аскиз. На борту секретарь комсомола т. Киштеев. Самолёт сделал два круга над Аскизом, дождь листовок посыпался на землю. Какой переполох поднялся при пролётах «Сибревкома». Ошалелые коровы и лошади в степи бежали прочь, не слушая пастухов. Во дворах прятались гуси и рвались с привязей лошади. На аэродроме разбежались и попрятались в траву люди. Страшен показался им железный коршун. «Наверху-то ведь такой маленький, не думаешь, что и люди были на нём, а на земле больше дома», — говорит председатель райисполкома т. Колтораков. Самолёт сразу огородили верёвками и начался митинг. Надолго останется у населения Аскиза в памяти посещение «Сибревкома», 8 хакасов получили воздушное крещение».Из Аскиза воздушный путь протянулся в село Бея. «Для самолета 35 верст — пустяки. Через 10 минут показалось село, а ещё через 5 минут мы оглядывали окрестности и искали аэродром… Сорок минут затратили, чтобы найти ровную поляну, тут же около села… К самолёту бросилось собравшееся население и посыпались вопросы. А вместе с этими вопросами один был лукавый: «Опять, поди, РИКовцев катать будете? Когда прилетал «Красноярец», ни одного крестьянина не прокатил». Мы заверили, что кататься будут исключительно крестьяне. После того, как были розданы листовки и прошёл митинг, в кабину сели бедняки, выдвинутые голосованием. Самолёт взвился вверх. «Счастливцы, — вздыхают оставшиеся, — летают». Так агитационный полёт в Минусинский и Хакасский округа закончился. На обратном пути при перелёте из Усть-Абаканска в Новосибирск самолёт «Сибревком» потерпел аварию. Во время вынужденной посадки в пяти вёрстах от станции Болотная самолёт разбил пропеллер и сломал шасси. Пилоты и пассажиры отделались лёгкими ушибами. В газете «Советская Хакассия» за 10 октября 1936 года была помещена заметка ещё об одном агитационном полёте: «1 октября в Шира прилетели 2 самолёта «СП» особой агитэскадрильи им. М. Горького. Полёты эскадрильи совершаются по заданию Главзолото. Затем самолёты взяли курс на рудник Коммунар».

А через два года, в 1938-м, в Хакасии появилась своя авиация. В Абакане был создан авиаотряд Восточно-Сибирского управления Воздушного флота. Организованы пассажирские и транспортные перевозки на территории области и южных районов Красноярского края. Уже к концу года формирование отряда было завершено: укомплектован личный состав из 33 пилотов, создано восемь аэродромов, на баланс поставлено 25 самолётов По-2.

Справка. Николай Мартынович Иеске — один из первых российских лётчиков. Родился в Латвии. Участвовал в Первой мировой войне, три ранения, несколько орденов. В общей сложности он налетал около 900 тысяч километров.
Иеске был одним из первых пилотов, перелетевших Альпы, Карпаты и Гиндукуш, входил в число лётчиков, осваивавших Арктику. Последние годы жизни провёл на архипелаге Земля Франца Иосифа. В 1936 году на острове Рудольфа он занимался подготовкой аэродрома для первой высокоширотной воздушной экспедиции, высадившей на Северный полюс папанинцев. Умер Николай Иеске 15 января 1937 года на зимовке, похоронили его на мысе Седова острова Гукера. Именем Иеске в 1953 году названы два островка Земли Франца Иосифа.

Лидия БЕЛОУСОВА, председатель историко-архивного клуба «Краевед Хакасии» при Национальном архиве РХ

Похожие записи