Большинство современных родителей, не понимая самой природы ребёнка, совершают одни и те же ошибки. Как их избежать, предупредить? 15 и 16 апреля в Абакане пройдёт авторский семинар Шалвы и Пааты Амонашвили для родителей «Мама, Папа и Я (от рождения до совершеннолетия)».

Интересен он будет также и педагогам, и психологам, и всем тем, кто интересуется вопросами образования и саморазвития. Одним из организаторов семинара является директор художественной студии «Пилигримы» (Минусинск) Дмитрий ДМИТРИЕВ.

— Дмитрий Александрович, насколько я знаю, вы совсем недавно вернулись из Минска. Встречались с Шалвой Александровичем и Паатой Шалвовичем. И вот новая встреча, теперь уже на хакасской земле.— Да, буквально на днях я вернулся из Минска, где проходили 16-е международные педагогические чтения «Полюбите будущее — крылья вырастут!». Они назывались точно так же, как и те, что проходили в октябре прошлого года в Хакасии. Кто был? Это Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Грузия, Кыргызстан, Азербайджан, все страны Прибалтики. Порядка 600 педагогов. Проходило всё в Белорусском педагогическом университете имени Максима Танка. Открывал чтения ректор университета. Всё прошло в течение трёх дней на очень высоком профессиональном уровне. Сначала была пленарная часть. Потом лаборатории — учителя пытались погрузиться в ту или иную тему и более глубоко её осмыслить, осознать.

А на проходящих мастер-классах люди знакомились уже с практическими находками в области гуманно-личностного подхода в образовании. Но, как говорит сам Шалва Амонашвили, осознать гуманную педагогику сразу невозможно, настолько медленно она входит в сознание. Тебе кажется, будто бы всё понятно, но, когда прикасаешься к детям, тут же возникает множество вопросов. Я это всегда сравниваю со своим гончарным ремеслом. Я, говорю, могу показать, как делается кувшин. Смотрите, три минуты — и крыночка, горшочек готовы. Кажется это очень легко и просто. Точно такие же ощущения, когда ты смотришь на Шалву Амонашвили в работе с детьми — невероятно мудро, красиво. И всё казалось бы просто. Но это — пока мы не подходим к детям. Пока мы не начинаем лепить свой первый горшочек. Начинаем лепить и понимаем, что глина какая-то непослушная. Вроде ещё раз посмотрел в Интернете, как делают другие, садишься, пробуешь — ничего не получается. То же самое с гуманной педагогикой. Вроде бы всё знаем, прослушали курсы, окончили вузы, получили дипломы. А на деле всё иначе: дети ставят перед тобой новые творческие задачи, и каждый раз приходится их решать.

— А что запомнилось больше всего?— Рассказы об интересных людях — так называемые персоны в гуманной педагогике. Как они подходили к этому, как пытались реализовывать свои программы. Это чрезвычайно интересно. Мне очень сильно захотелось познакомиться с учителем словесности из Калининграда. Это Игорь Киршин. У него своя студия. «Солнечный сад» называется. 28 лет она уже существует. Он рассказал историю про Олега Кушнира — про мальчика, которого называл своим кровопийцей. Его, говорит, ко мне привели в студию в возрасте семи лет. «Я его терпеть не мог, потому что он срывал мне все занятия. Вот если он зашёл в класс, никто на меня внимания вообще не обращал. Такое вытворял, что словами не описать. В течение года это длилось, уже появлялись мысли забросить «Солнечный сад» и никогда больше с детьми не заниматься. Так вот этот кровопивец сегодня здесь присутствует», — и показал на человека, который сидел рядом. Его воспитанник, тот самый Олег, получается, уже военный пенсионер. Приехал не один, а со своей супругой и ребёнком. Видите, как бывает в жизни. А Игорь в то время сделал антиолеговский фильтр. Были разработаны специальные тесты, которые не позволяли таких детей допустить до занятий в студии. Потом он их отменил, сказал себе: «Какой я гуманный педагог, если провожу такое вот тестирование…» Получается, что те дети, которые нам кажутся неподходящими, в итоге становятся нашими любимцами. Игорь и говорит, что Олег потом стал любимцем всей студии. «Он до сих пор с нами, помогает в меру своих сил и возможностей».

Ещё один потрясающий пример — Валентина Александровна Войциша. Когда она только начинала работать, многие коллеги относились к её увлечению с пренебрежением, любили покритиковать… Как-то раз ей сказали: «Вон, посмотри, твой гуманный класс опять носится по школе. Топают как кони!» Что она ответила? «Ну что ж, пойду вместе с ними поношусь». То есть я пойду принимать прямое участие в жизни этих детей. Я вместе с ними проживу этот отрезок времени. Для того чтобы они меня полюбили. Чтобы я для них стала человеком важным, авторитетным. И тогда, полюбив меня, они полюбят мой предмет.

— Вашей студии десять лет, значит, знакомство с Шалвой Амонашвили произошло гораздо раньше?— Мы с Шалвой Александровичем познакомились 13 лет назад. Учительский семинар проходил сначала в Минусинске, потом в Абакане. С тех пор пытаемся понять гуманную педагогику. Способствуют этому поездки в Грузию. Такую уникальную возможность Шалва Александрович предоставил четыре года назад, пригласив к себе на десятидневные международные курсы по гуманной педагогике. И мы всей семьёй — а у нас трое детей — решили: как бы нам тяжело ни было, упускать такую возможность нельзя.

В Бушети мы занимались с детьми рисованием, гончарным ремеслом, лепкой. Получилось, что наша студия «Пилигримы» на лето переехала в Грузию. А как-то вечером я провёл для взрослых мастер-класс по гончарному ремеслу, в котором гончарный круг был образом, позволяющим лучше понять гуманную педагогику. Шалве Александровичу это сравнение понравилось. Он сказал: «Дима, ты что-то новое открыл в гуманной педагогике». Он предложил выступить на международных чтениях в Минске. Полуторачасовой мастер-класс затрагивал три области: педагогику, философию и непосредственно само ремесло. Столько я положительных откликов получил от людей, которые там присутствовали… По инициативе Шалвы Александровича нашей студии было присвоено почётное звание «Образовательное учреждение гуманной педагогики». Мы достаточно глубоко погрузились в эту тему. На наш взгляд, другой, более лучшей педагогики на данный момент не существует. Которая бы с такой любовью и мудростью относилась к ребёнку и бережно направляла по жизни.

— Это такая бездонная бочка. Чем больше достаёшь, тем больше узнаёшь нового.
— Вот сколько существует педагогов с гуманным складом ума, столько и них у всех своих находок. Сердцем гуманной педагогики, как говорит Шалва Александрович, является общение. Как складывается наше общение с ребёнком, таким и получится отношение к твоему предмету. Важно научить его этому общению, общению на равных, общению, которое пробуждало бы интерес в ребёнке, удовлетворяло бы его страсть к взрослению и свободе. Паата Шалвович как-то привёл такой интересный пример. Один ребёнок его спросил: «А почему у трамвая такие вот две антенны?» Как отвечают обычно родители? Начинают объяснять, не давая возможности самостоятельно мыслить. И получается, что они дают некий готовый материал, который нужно просто усвоить. А как может поступить учитель или родитель, желающий пробудить самостоятельную мысль в ребёнке? Паата Шалвович предложил такой вариант: «А знаешь, я тоже долго думал над тем, почему у него вот эти две антенны. У машин нет, а у него есть. А как ты думаешь, почему?» И вот тут происходит общение на равных. Мальчик или девочка может стать равноправным участником при разрешении и какой-то жизненной ситуации. Есть в семье какая-то проблема. «А вот как ты думаешь, что надо сделать?» Это чрезвычайно важный момент, когда мы вырабатываем в ребёнке самостоятельность, развиваем отчасти творческое начало.

— Вы работаете в художественной студии вместе с супругой…— Она профессиональный художник. Живопись, графика, декоративно-прикладное творчество. А ещё мы открыли комплексные развивающие курсы для детей, взяв за основу программу «Школа жизни» Амонашвили. Есть у нас уроки выращивания письменно-речевой деятельности, познавательного чтения, математического воображения, постижения красоты. Не всё получается сразу, приходится постоянно искать новые пути общения с ребёнком, новые формы подачи материала, да и сам материал тоже. Как говорят гончары, изделие начинает получаться с сотого раза, а хорошо получаться — с тысячного. То же самое в гуманной педагогике. Даже прочитав все книги Амонашвили и посетив все его семинары, не получится сразу стать мастером, подобным ему. Но начинать необходимо, пусть сначала получается далеко не всё и не так. Но без этого стремления и практики гуманная педагогика не состоится.Когда Шалва Амонашвили ещё в советское время предпринимал попытку обучения шестилетних детей, он сказал одну парадоксальную вещь. Детям-шестилеткам очень легко в школе, потому что им трудно. Семилетним детям в школе сложно, потому что им легко. У них интереса к этому не пробуждается. В природе заложено преодоление трудностей. Они ищут препятствия, чтобы их преодолевать. И мы должны создавать эти познавательные трудности. Тогда им не понадобится кнута и пряника в виде отметок. Они сами будут идти вперёд. Это мы наблюдали у себя в студии, когда создали такие условия детям, которые им очень нравились. Дети просто получали удовольствие от того, что постигали новое. Второй момент в гуманной педагогике (это чрезвычайно важно) — духовная составляющая. Очень важен нравственный мир человека. А как нравственность воспитывать в человеке? Каждый ребёнок знает, что такое хорошо, что такое плохо. Ему взрослые это объяснили. Но взрослые зачастую преподносят образы совершенно несовместимые с нравственностью. Взрослая любовь очень часто условна. Если ребёнок делает всё правильно, его хвалят, а если что-то не так — пришёл грязный с улицы уже не в первый раз — родительская любовь сменяется криком. А если он получил двойку?

В одной школе, я знаю, учительница решила детей просто задушить двойками. За 12 уроков поставила четыре «двойки» и четыре «кола». Больше нет ни одной отметки. Настрой педагога понятен: «Я всё равно добьюсь своего, вы у меня будете учиться!» А Шалва Александрович как говорит: «Если вы вынуждены поставить двойку ребёнку, то сделайте это так. Скажите: «Прости меня, пожалуйста. Я не хочу этого делать, но вынужден поставить её. С тобой вместе грущу… Помочь тебе хочу, но и ты мне помоги. Хорошо?» Искренне сопереживайте ребёнку, искренне желайте ему помочь. И в таком случае мы даём ребёнку образ благородного человека. Человека заботящегося. Человека доброго. Ребёнок будет воспитываться не словами, а нашими поступками.

— В нашем образовании мужчин не так много. А вы кто по профессии?
— Я оканчивал в Абакане Хакасский технический институт. Инженер-строитель по образованию.

— А каким образом вас занесло в образование?— Сама жизнь привела, направляя к детям. В студенчестве летом в лагере вожатым работал. Потом в кадетском корпусе. Будучи директором Минусинской картинной галереи, вместе с супругой создали художественную студию для детей.И меня очень сильно перевернуло 13 лет назад знакомство с Шалвой Амонашвили. Та мудрость, что из его книжек шла… Я читал и просто оторваться не мог, хотя не педагог по специальности. «Вот почему у нас в школах не так?» — спрашивал я себя. И захотелось просто что-то сделать такое, чтобы гуманная педагогика находила больший отклик среди педагогов и родителей. Мы в прошлом году в согласовании с Шалвой Александровичем разработали обучающий курс для учителей «Образовательный мир Амонашвили». За основу взяты его многочисленные лекции педагога-новатора. Первый опыт у нас уже есть, проводили в Минусинском педколледже неделю гуманной педагогики. Причём руководство учебного заведения само выступило её инициатором. Каждый день мы читали лекции для педагогов и студентов… Сотрудничаем с некоторыми школами и детскими садами, мы к ним приходим и занимаемся творчеством — рисуем, лепим. Мы вместе с детьми постигаем что-то новое. Вот что такое красота? И как её создавать? Что красиво, а что не красиво? А это уже заложено в человеке, ребёнок сам находит лучшие образцы для подражания, стремится к чему-то. Нарисовал дошколёнок рисунок… Даже если это каляка-маляка — восхититесь нарисованным, повешайте на стенку. Это столько придаст ему веры в себя, свои силы, что он просто будет на крыльях летать. Нужно вести любимое чадо от успеха к успеху. Вот на своих творческих занятиях мы стараемся воспитывать успешную личность. Чтобы он самостоятельно решал поставленную задачу. Если ему сложно, тогда приходит на помощь педагог. И такая становится интересная насыщенная жизнь, что ему и отметки не нужны.

Если говорить в целом, в последние годы очень большое количество родителей интересуется вопросами воспитания. Они ищут новые пути в педагогике. Поэтому мы и решили организовать вот этот семейный семинар в Абакане, где Шалва Александрович и Паата Шалвович прочитают лекции на различные темы, касающиеся воспитания ребёнка.

— Глядя на Шалву Амонашвили, понимаешь, что невозможное возможно. Его сын пошёл по стопам родителей.— Паата Шалвович сейчас президент международногого центра гуманной педагогики, доктор психологических наук, директор детской художественной студии «Басти-Бубу»… Да, он целиком и полностью идёт по стопам отца. То, что сделали Шалва и Паата Амонашвили, — это богатейший опыт. Это то, что применялось на практике и давало потрясающие результаты.Вы знаете, когда я познакомился с гуманной педагогикой Амонашвили, мне показалось, что всё так здорово, мудро. Но когда занялся воспитанием детей, с ужасом понял, что я очень авторитарный отец. Сказал — значит, всё должно быть сделано. А это не тот совершенно подход, оказывается, мне надо очень и очень много работать над собой. И до сих пор эта работа продолжается. Получается — не получается, просто нельзя на этом останавливаться. Многие современные педагоги думают, что Амонашвили было легко, что ему отборные дети попадались. А у нас на семинаре присутствовала Марина Игоревна Шишова, которая была когда-то директором 200-й школы в Москве. Именно там Шалва Александрович вместе со своей супругой Валерией Гивиевной Ниорадзе начинал этот эксперимент в России. Школа была коррекционного типа. Сказали: «Хотите гуманной педагогикой заниматься — вот берите и занимайтесь…» Через два года с этого учебного учреждения статус коррекционной сняли. Было очень тяжело, рассказывала Марина Игоревна, но они смогли создать такие условия, где дети будут учиться.

Первое, что они сделали, купили диванчики для прогульщиков. Поставили их в школе на первом этаже, сказав: «Уважаемые учащиеся, кто хочет прогуливать уроки, может это делать здесь…» Дети сначала не поверили, как это можно прогуливать сидя на диванах? Потом они стали проводить различные соревнования. Команда учеников против сборной педагогов. Старшеклассники на полном серьёзе состязались с учителями. Так удалось втянуть детей в совместную жизнь. И они стали по-другому воспринимать как своего учителя, так и предмет, который он преподаёт. Они вдруг обнаружили для себя, что могут разбираться даже в физике и математике.

— Всё это прекрасно, но нынешние учителя завалены бумажной работой, на ученика не всегда хватает времени…
— Да, огромное количество бумаг. Но ведь и в советское время были свои трудности. Шалва Александрович рассказывал историю про свою учительницу по грузинскому языку и литературе — про Варвару Вардиашвили. Он же был двоечником, но благодаря ей окончил школу с золотой медалью. Вот вам, он говорил, сейчас сложно отступить от программы, дать что-то другое детям, а Варвара Вардиашвили считала, что грузин не может себя считать грузином, если он не впитал в кровь и плоть поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Она не была включена в школьную программу. И за отступление от основ коммунизма-ленинизма грозило не просто увольнение, а реальный тюремный срок. А она на свой страх и риск в течение года изучала со школьниками «Витязя в тигровой шкуре». Писались сочинения, шли обсуждения… «Мы воспитывались на этих благородных идеях рыцарства…» Откуда появились рыцари гуманной педагогики? Они родом из идей рыцарства и благородства, заложенных в этой поэме. Амонашвили не состоялся бы как педагог, не будь Варвары Вардиашвили. Проще говоря, она давала детям то, к чему звало её сердце, предназначение, в чём видела самое важное и необходимое. А сейчас что мы хотим донести до школьников?

— Дети сейчас настолько развиты, что фору дадут родителям.
— Согласен. То, что надо, они и без нас найдут в Интернете. Но человеческого отношения, благородства духа в Сети нет. Они это могут найти только в общении с настоящей личностью.

— Давайте представим ситуацию: учитель проникся идеями гуманной педагогики, все силы бросил на это, выпустив из виду подготовку к Единому государственному экзамену. И получается, что ребёнок, набрав низкий балл на ЕГЭ, по сути закрыл себе дорогу в будущее. Так?— Не совсем, точнее, совсем не так… Когда учитель относится к ребёнку так, что это вызывает ответную любовь, такого не произойдёт. Он, наоборот, шагнёт ещё дальше, углубит свои знания. На выходе из школы он получит развитое самостоятельное мышление, любовь к предмету и благородный идеал этого человека. Я по своим детям в студии сужу … Они, шестилетки, у меня такие примеры решают! Иногда подходят: «А что дальше делать будем?» И я каждый раз усложняю им задачки. Надеюсь, что в школе им попадётся понимающий педагог, и они в своём развитии пойдут дальше. Мне же, помню, в своё время повезло с классной руководительницей Татьяной Михайловной Соболевой. Она видела, что есть в классе три человека, которым общешкольная программа давалась легко. И она нам давала усложнённые примеры. Это несложно сделать, если не подгонять детей под одни рамки. Необходим другой взгляд на ребёнка. Не: «Я так сказал!», а «Как мне вам помочь, чтобы вы вперёд шли?»Шалву Александровича как-то спросили, что его удивляет в последнее время? Он сказал, что удивляет тяга родителей к знаниям. Иногда на семинары приходят женщины, которым вот-вот рожать — последний месяц беременности, — а они сидят и слушают тебя. Кто-то приходит уже с маленькими детьми. И лекции проходят не под шум, а под детское чириканье…

Поэтому чем больше будет таких педагогов, как Амонашвили, тем лучше станет наша жизнь. Мы по-другому просто уже не можем.

Дмитрий Дмитриев: «Один из постулатов гуманной педагогики — вера в безграничные
возможности ребёнка. Каждый ребёнок уникален и неповторим. И каждый несёт свою миссию…»

Дмитрий Дмитриев:

— Люди берут кусок глины, прилепляют на гончарный круг. Сидят и понять не могут, почему всё болтается, превращается в грязь… Вот я первое, что решил тогда: у меня, наверное, гончарный круг неправильный. Или глина какая-то не такая. И мы сами, когда только знакомимся с гуманной педагогикой, решаем, что у нас дети сейчас какие-то не такие. И время сейчас не то. И это нам не подходит. Хотя самая главная проблема всегда находится внутри нас самих. Всё зависит от нас. Вот я приложу усилия — и начнёт получаться… Не других надо воспитывать в первую очередь, а самого себя. Но это очень сложно.

Александр ДУБРОВИН

Похожие записи