Платные медицинские услуги вошли в нашу жизнь прочно и, конечно, безвозвратно.

В принципе, мы были готовы к этому и даже говорили, помню, что лучше заплатить доктору, но не стоять в очереди и получить верный диагноз и квалифицированную помощь. С «лучше заплатить» получилось на все сто, а вот верный диагноз и квалифицированная помощь не гарантированы даже за деньги. Это я сейчас не с чьих-то слов — личный опыт заставил. Два раза обращалась в один из активно рекламирующих себя диагностических центров к врачу общей практики, терапевту, и эндокринологу. Оба визита (один — 800 рублей, второй — 1000, но деньги здесь не суть) оказались похожи, словно близнецы-братья. Доктора смотрели в компьютер, задавая вопросы и быстренько щёлкая по клавишам, что-то писали. Попытка привлечь к себе хоть какое-нибудь внимание ни к чему не приводила. Эскулапы отделывались от меня междометиями, продолжая важную работу на экране.Я не спорю, возможно, сейчас нет необходимости обращать внимание на пациентов, а у этих врачей вообще квалификация — Гиппократ, однако реальной помощи или даже совета, который был мне нужен в тот момент, от врачей платной медицины я не получила. В принципе, я вообще ничего от них не получила, кроме бумажек, которые так тщательно писали доктора, глядя в мониторы, и в которых, по сути, ничего не значилось.Ладно бы просто обидно было. Но ведь пришла-то я не просто так. В результате на приём к совершенно бесплатному и очень внимательному участковому терапевту позже я попала уже с серьёзными проблемами и зашкаливающе высоким давлением. И — да! — здесь получила и внимательное отношение, и профессиональную заинтересованность, и адекватное исследование и лечение. Впрочем, пишу это не только для сравнения платной и бесплатной медицины — мой опыт такой, у другого, возможно, ситуация развивается по-иному.

Более в данном случае мне интересно, может ли потребитель медицинских услуг что-то предпринять для своей защиты, вернуть деньги или, по крайней мере, привлечь внимание к вопиющим нарушениям — чтобы не повторялись?

С этим вопросом я обратилась к начальнику отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хакасии Вере УРМАЦКИХ:
— Действительно, проблема некачественного оказания медицинских услуг становится всё актуальнее в последнее время. К сожалению, инертность самих пострадавших зачастую формирует порочное мнение о безнаказанности тех, в чьих руках находятся жизнь и здоровье людей, поэтому если вы решили обратиться за помощью к платной медицине, не забывайте основные правила. Во-первых, проверьте лицензию на оказание медицинских услуг, узнайте, кто владелец (юр- , физлицо) учреждения, в котором вы намерены лечиться, соберите как можно больше информации, позволяющей сделать вывод, действительно ли вы можете доверить свою жизнь именно этим специалистам. Если ответ утвердительный, то всё равно, получая лечение, храните все кассовые чеки, приходные ордера, договоры, рецепты, рентгеновские снимки и иные средства фиксации медицинских приборов (кардиограммы, энцефалограммы) как зеницу ока. Они — часть вашей доказательной базы. Также по возможности храните у себя медицинскую карту или её копию.

— Какие действия нужно предпринимать в случае некачественного оказания медицинских услуг?— Сначала направляем по почте ценным письмом с описью вложений письменную претензию с изложением своих доводов и требований в адрес медицинского учреждения. Будьте готовы к тому, что вашу претензию проигнорируют или откажут в удовлетворении ваших требований. Далее или даже параллельно обращаемся с иском о возмещении вреда здоровью в суд и одновременно с жалобой в прокуратуру и территориальное отделение Росздравнадзора РФ. Так как медицинские услуги подпадают под действие «Закона о защите прав потребителей», то иски по подобного рода делам не облагаются госпошлиной.

Если в суде затребуют дополнительные доказательства, для определения нарушений со стороны медиков необходимо провести экспертизу, которая ответит на вопросы о правильности лечения — «экспертизу качества медицинской помощи»

— Кто за что в ответе?
— В соответствии со статьёй 1068 ГК РФ ответственность за вред, причинённый работником юридического лица, несёт это юридическое лицо, то есть медицинское учреждение без каких-либо изъятий и ограничений. Но в случае причинения человеку смерти или тяжкого вреда здоровью по неосторожности (статьи 109 и 118 УК РФ), халатности (статья 293 УК РФ) отвечать будет врач, совершивший подобные деяния.

Елена АБУМОВА

Похожие записи